Русская Православная Церковь и экуменического движение
3) благодать в Творении;
4) Логос — «свет человеков» (Ин. 1, 4);
5) Божественный образ в человеке до и после падения и появления смерти;
6) учительная и спасающая роль Логоса в Ветхом Завете;
7) Логос как Искупитель мира в Воплощении, смерти и воскресении;
8) Иисус Христос как податель Духа Святого, «изобилия жизни» для христиан (Ин.);
9) Церковь как новая жизнь мира (миссия, единство и святость);
10) Иисус как Хлеб жизни вечной в таинствах;
11) тайна любви к ближнему, в котором мы видим Христа и чрез которого мы обретаем опыт нашей новой жизни во Христе (свидетельство и служение);
12) реальность жизни через смерть в христианском бытии (страдания и радость в самопожертвовании ради жизни мира);
13) Жизнь мира грядет — «Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Консультация в Софии предоставила прекрасную возможность для братского обмена информацией, обогащения и укрепления межправославных отношений, содействовала большей эффективности диалога и координации усилий православных христиан в экуменическом движении. Эта творческая встреча православных представителей с руководством ВСЦ стала новой формой объединения усилий для достижения общехристианского единства, общего свидетельства и служения в современном мире.
Согласно общему пониманию, консультация содействовала углублению православного участия в экуменическом движении и послужила знаком обновленной причастности Православных Церквей богозаповеданному братству и трудам ВСЦ. Она принесла участникам удовлетворение и надежду и явилась призывом стать смиренными слугами Святой Церкви, вестниками примирения, общности, мира и справедливости.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания. 28 октября — 6 ноября 1986 года, Шамбези
1. Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире.
2. Православная Церковь констатирует, что на протяжении истории разными путями происходили многие и значительные отклонения от Предания Неразделенной Церкви. Таким образом, в христианском мире появились неадекватные представления о единстве и самом существе Церкви.
Православная Церковь обосновывает единство Церкви фактом создания ее Господом нашим Иисусом Христом и общением в таинствах. Это единство выражается через апостольское преемство и святоотеческое Предание и доныне живет в ней. Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер.
Эта ответственность Православной Церкви, равно как и ее экуменическая миссия относительно единства Церкви, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали неразрывную связь правой веры с общением в таинствах. Православная Церковь всегда стремилась привлечь различные христианские Церкви и конфессии к совместному поиску утраченного единства христиан, дабы все пришли к соединению веры.
3. Православная Церковь, непрестанно молясь «о соединении всех», принимала участие в экуменическом движении со дня его возникновения и содействовала его формированию и дальнейшему развитию. И вообще Православная Церковь благодаря присущему ей экуменическому духу постоянно боролась за восстановление христианского единства. Поэтому православное участие в экуменическом движении совершенно не чуждо природе и истории Православной Церкви, а является последовательным выражением Апостольской веры в новых исторических условиях в ответ на новые существенные требования.
4. В этом духе все Поместные Святые Православные Церкви сегодня активно участвуют в различных национальных, региональных и международных органах экуменического движения, а также в различных двусторонних и многосторонних диалогах, несмотря на периодически возникающие трудности и кризисы в нормальном развитии этого движения. Такая многогранная экуменическая деятельность проистекает из чувства ответственности и убеждения, что сосуществование, взаимопонимание и сотрудничество, а также общие усилия по достижению христианского единства являются существенными, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9, 12).