Русская Православная Церковь и экуменического движение

5. Одним из главных органов современного экуменического движения является Всемирный Совет Церквей. Несмотря на то что он включает в свой состав не все христианские Церкви и конфессии и что другие экуменические организации также играют важную роль в развитии экуменического движения, в целом ВСЦ представляет собой сегодня сформировавшийся орган. Некоторые Православные Церкви были членами — учредителями Совета, а затем все Православные Церкви стали его членами. Как уже было заявлено на всеправославном уровне (4–е Всеправославное совещание, 1968 год), Православная Церковь является полным и равночестным членом Всемирного Совета Церквей и всеми имеющимися в ее распоряжении средствами содействует развитию и успеху всей его деятельности.

6. Тем не менее Православная Церковь, верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению Неразделенной Церкви, участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и совершенно не может рассматривать единство Церкви как некое межконфессиональное согласование. В этом смысле единство, к которому стремятся в ВСЦ, не может быть результатом лишь богословских соглашений. Бог призывает каждого христианина к единству веры, которое основывается на таинствах и Предании Православной Церкви.

7. Православные Церкви — члены ВСЦ принимают его Базис, а также его цели и стремления. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют первостепенное значение для православного участия в Совете. Поэтому само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх–Церковью. «Цель ВСЦ — не договариваться о союзах между Церквами, которые могут заключаться только самими Церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между Церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, III, 2).

8. Богословские исследования и иная программная деятельность ВСЦ являются средствами сближения Церквей. Особенно следует упомянуть комиссию «Вера и церковное устройство», которая продолжает работу Всемирного движения о вере и устройстве. Отмечают, что документ «Крещение, Евхаристия, священство», составленный этой комиссией при участии православных богословов, не выражает веру Православной Церкви по многим основополагающим пунктам. Тем не менее этот документ является значительным шагом в истории экуменического движения.

9. Однако ВСЦ, как орган своих Церквей–членов, не ограничивается только осуществлением многостороннего диалога в рамках комиссии «Вера и церковное устройство». Его многогранная деятельность в области евангелизации, диаконии, здравоохранения, богословского образования, межрелигиозного диалога, борьбы с расизмом, развития идеалов мира и справедливости отвечает насущным нуждам Церквей и мира сегодня и дает возможность для совместного свидетельства и деятельности. Православная Церковь ценит эту обширную деятельность ВСЦ и в рамках своих возможностей полностью вовлечена в сотрудничество в упомянутых областях.

10. После VI Ассамблеи в Ванкувере открылись новые перспективы для более значимого православного участия в Совете. Попытка сбалансировать богословский и социальный аспекты в деятельности ВСЦ, предпринятая в Ванкувере, открывает новые пути для проникновения православной богословской мысли в жизнь и работу ВСЦ.

11.

Та же ситуация имеет место и по отношению к участию и сотрудничеству Поместных Православных Церквей с другими межхристианскими организациями, как, например, Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) или с какими‑либо другими местными или региональными Советами, в которых Православная Церковь также призвана сотрудничать и нести свое свидетельство.

В связи с этим выражается беспокойство по поводу разрастания ВСЦ за счет постоянного принятия в число его членов все новых христианских общин. Такой ход событий на длительный период времени сократит православное участие в различных административных и совещательных органах ВСЦ и повредит здоровому экуменическому диалогу внутри Совета. Поэтому следует вновь провести необходимые согласования, чтобы дать возможность Православной Церкви нести во Всемирном Совете свое свидетельство и осуществлять богословский вклад, которого ВСЦ от нее ждет на основании достигнутого взаимопонимания со своими православными членами («Софийские пожелания»).

12. Православная Церковь сознает тот факт, что экуменическое движение принимает новые формы в ответ на новые условия и новые требования современного мира. В связи с этим необходимы творческий вклад и свидетельство Православной Церкви на основе Апостольского Предания и ее веры. Мы молимся, чтобы все христианские Церкви совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Церквей, да будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

1. Существенно важно создать внутри Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей и других межхристианских организаций необходимые условия для равноправного участия Православных Церквей наряду с прочими членами вышеупомянутых организаций на основе их собственной экклезиологической идентичности и в соответствии с их собственным образом мыслей, чего часто не бывает из‑за структурных и процедурных принципов, направляющих работу этих межконфессиональных организаций.

Поэтому следует и в ВСЦ, и в прочих организациях выработать новые правила, чтобы дать возможность Православной Церкви осуществлять свое свидетельство и вносить свой богословский вклад, которого ждут от нее партнеры в экуменическом движении.

В вопросе взаимоотношений Православной Церкви с ВСЦ существенно необходимо рассмотреть «Софийские пожелания», по которым еще не принято ни одного решения.