Русская Православная Церковь и экуменического движение

Воспитание осуществляется более успешно, если на него влияет благая весть о спасении и жизни во Христе, главными составляющими которой являются аскетизм и эсхатологические чаяния. Благодаря аскезе, этому добровольному уходу от потребительства и наслаждения материальными благами, и наряду с желанием преподнести эти блага бедным и нуждающимся страсти и Крест Христовы становятся более осознанными в жизни христиан.

Миссия тесно связана с аскезой. Например, салоникские святые Кирилл и Мефодий перед тем, как отправиться в Моравию, планировали свою миссионерскую программу и готовили себя к миссии в монастыре Олимпос в Вифинии. В их миссионерскую группу входили священники, диаконы, монахи и миряне. Если говорить о святых Ориентальной Православной дохалкидонской семьи Церквей, то семеро монахов из монастыря св. Мины в Египте создали миссию и евангелизировали Ирландию. Их мощи и сейчас покоятся в Белимине, недалеко от Белфаста. На христианскую миссию в Швейцарии большое влияние оказала св. Верена из Египта. Во всех православных странах монастыри помогали провозглашению христианского послания и несли свидетельство о нем.

К сожалению, в последние века, особенно после эпохи Просвещения и французской революции, христианское послание оказалось постепенно маргинализованным, а гуманизм стал автономной антропологией, ведущей к атеизму. При таких условиях связи с Церковью обрываются и преобладающими становятся принципы государственной идеологии и воспитания, а также потребительство, которые удовлетворяют промышленные амбиции как на Западе, так и на Востоке. Секуляризация причиняет боль христианским общинам во всем мире, поскольку задача различных идеологий состоит в том, чтобы оторвать людей от влияния Церкви. Это разобщение вызвано разрушительными силами, направленными против Церкви, из‑за чего ослабляется диакония Церкви в мире.

Некоторые люди, не находящие удовлетворения в секуляризованном обществе, обращаются не к христианству, а к восточным культам. Ислам, противостоя секуляризации, часто обращается к более консервативному образу жизни; реакция на западный гуманизм зачастую приводит к предельной теократии, каковая унижает человеческое достоинство.

Изобилие материальных благ и экономический конформизм, дехристианизированные государственная власть и воспитание, отсутствие христианской перспективы в средствах массовой информации, слабость христианской педагогической деятельности в семье и снижение духовной и апостольской роли материнства ведут к секуляризации. Противоречие между словом и делом в жизни христиан также содействует секулярному образу жизни.

Тем не менее многих людей продолжает привлекать православное христианство своим аскетизмом и мистицизмом, радостью воскресения, дающейся в богослужении, наличием подвижников и святых, и доказательством — через святость — того, что христиане не сообразуются с миром (ср.: Рим. 12, 2; 1 Пет. 1, 14).

Свидетельство в плюралистическом обществе и среди верующих иных вероучений

Сегодня христианство находится в положении, сходном с тем, которое существовало в апостольскую эру, когда оно сталкивалось с синкретизмом и различными философиями или религиями. Плюралистический мир приводит христианство к столкновению и диалогу с другими учениями и верованиями. Невзирая на нетерпимость и фанатизм христиане могут использовать огромный потенциал, предлагаемый современной техникой, для свидетельства и евангелизации других, для того, чтобы вести их путем Христовым. Христианство положительно рассматривает творчество людей, если оно ведет к возвышению человечества и к славе Божией. Для того чтобы понимать культурные особенности евангелизируемых, мы должны говорить на их языке, откликаться с любовью на их духовные и материальные нужды и нести жизнь и свет всем евхаристическим общинам. Та любовь, которую мы должны испытывать к последователям иных вероучений, делает еще более настоятельным наш долг утверждать, как это делали первые христианские апологеты, любую истину, которую можно найти у них, в то же время отстаивая полноту и истинность спасительной истины христианства, даже подвергаясь нажиму и гонениям. Православные Церкви, продолжая нести апостольское свидетельство, дали ощутимое доказательство терпения через множество свидетелей и новомучеников.

Осознание истинных нужд других людей в этом мире помогает нам в совершении наших миссионерских трудов и диаконии. Основной миссионерский принцип не утрачивает здесь своего вечного значения для последовательной и святой христианской жизни, влияющей на пробуждение тех, кто еще стоит вне церковной ограды, и благотворно действующей на них. Среди людей и культур, где христиане живут вместе с другими людьми, миссия путем Христовым должна вести к святости жизни, как об этом говорится в древнем христианском тексте второго века:

«Христиане отличаются от других не местом проживания, языком или обычаями. Более того, они не живут в отдельных городах, и не говорят на другом диалекте… Однако, хотя живут они в греческих и варварских (негреческих) городах, соблюдая местные обычаи в одежде, еде и образе жизни, их жизненный путь является необычным и восхитительным» (Послание к Диогнету, 5).

II. МИССИЯ И ЕДИНСТВО

Экклезиологические перспективы

Апостольская община была собрана в одно Тело Святым Духом в силе и радости Воскресения (ср.: Ин. 20, 22). Члены этой общины были призваны стать свидетелями воскресшего Христа «до края земли» (Деян. 1, 8). Основой единства Церкви, Тела Христова, являются любовь и единство, вечно являемые в жизни Святой Троицы. Церковь, как присутствие Царствия Божия, призвана являть это Троичное общение и любовь в себе самой и миру. Миссия Церкви состоит в выражении их единства и любви.

Любовь Божия к миру явилась в воплощении Слова Божия (Ин. 1, 1), в высшей жертве на кресте и в силе Воскресения. Это была миссия от Отца, исполнение Его воли (ср.: Лк. 22, 42; Ин. 5, 30). Церковь, как Тело Христово, призвана к совершению этого миссионерского акта самопожертвования и к провозглашению миру благой вести спасения.