Русская Православная Церковь и экуменического движение

В евхаристическом богослужении каждая Поместная Церковь испытывает Полноту Церкви соборной и готовит себя к обращению к миру посредством слов и дел любви. Церковь собирает в одно Тело всю тварь, радости и страдания всех людей, предстоя пред Богом в евхаристическом акте хвалы, благодарения и прошения. Этому внутреннему движению собирания в одно Тело сопутствует внешнее движение миссии и служения творению Божию. Вместе эти движения и составляют свидетельство Церкви о распятом и воскресшем Христе, в Ком единство и любовь Триединого Бога проявляются единственным в своем роде образом.

Общее свидетельство

Для претворения в жизнь церковного «экклезиологического» процесса сегодня необходимо учитывать следующие важные аспекты:

1. Восточным Православным и Ориентальным Православным дохалкидонским Церквам необходимо полное восстановление единства в общении двух наших церковных семей. Мы с благодарностью признаем предпринятые нашими Церквами в последнее время шаги к соединению во взаимной любви и к общению в единой апостольской вере и хотим подчеркнуть настоятельность этого вопроса для нашего общего свидетельства сегодня. Нам необходимо вновь подтвердить наше единство в вере, каковое превыше всех исторических, этнических, языковых, национальных или политических принадлежностей.

2. Будучи активными членами широкой экуменической семьи Церквей, мы молимся и трудимся ради единства всех, согласно воле Божией, выраженной в первосвященнической молитве Господа нашего. Наша особая миссия состоит в том, чтобы нести свидетельство об апостольской вере единой неразделенной Церкви, ибо все Церкви стремятся ко все большему возрастанию в «одном Боге, одной вере, одном крещении».

3. Более широким контекстом нашего единства является экумена Божия. Наше богословское и духовное наследие наполнены космическим измерением спасения Божия. Ничто в тварном мире не исключается из освящающей и преображающей силы Духа Божия. Как показывает богослужебный опыт, один евхаристический хлеб, возносимый нами к Господу в благодарении — один для одной Церкви и для всего творения. С радостью празднуя чудесный дар творения, мы должны взять на себя обязательства бороться за человеческое достоинство, за справедливость и мир для человечества. Как Православные Церкви, мы можем нести свидетельство о целостности творения, посвятив себя делу врачевания, примирения, просвещения и спасения.

Внешнее («исходящее») движение церковного свидетельства мы обычно называем миссией. Эта миссия Церкви имеет несколько важных моментов, таких, как вечное единство в Триедином Боге, единство Божественного и человеческого в Воплощенном Слове Божием и единство Христа, Главы Церкви, с Церковью, Его Телом. Все эти измерения единства, по существу, определяются любовью. Та же Божественная любовь является мотивирующей силой того, что Отец послал Сына, и того, что Дух является утешителем Церкви. Таким образом, миссия Церкви является фактически исходящим и все превосходящим движением единства и любви.

Поэтому Церковь, народ Божий в общении Святого Духа, является миссионерской по самой своей сущности, всегда исходящей и всегда собирающей, пульсирующей вместе со всеохватывающей любовью Божией и единством. Церковь, как присутствие Царства Божия в мире, освещает в единственной реальности славу Божию и эсхатологическую судьбу творения.

п. Таковы некоторые проявления движения миссии Церкви.

Определяющий характер миссии как выражения единства призывает к общему свидетельству. Положение, в котором находится наш мир, говорит о настоятельной необходимости: Церкви не должны делать раздельно то, что они могут делать вместе. Поиски общего свидетельства помогают Церквам стать выше своих узких местных принципов и побуждают их к совместному стремлению понять волю Божию для современного мира.

Православные Церкви, живущие в разных культурах, в разных и проблемных общественно–политических, экономических и языковых ситуациях, призваны нести общее свидетельство о единой Апостольской вере во Христа в новых миссионерских ситуациях. Откликаясь на эти проблемы творчески и в единстве Духа, не стараясь угодить узким интересам каждой отдельной Церкви, Церкви выполняют волю Божию.

Серьезные попытки создать православные миссионерские центры и всемирную миссионерскую стратегию будут вдохновлять наши Поместные Православные Церкви и давать им возможность не только нести свидетельство вместе с другими Православными церквами, но и вносить существенный вклад, исходя из православной перспективы, в подобные формы свидетельства, осуществляемого другими христианскими Церквами.

Прозелитизм

Наряду с фактическим отсутствием единства между Церквами прозелитизм является серьезным препятствием к нашему общему свидетельству. Некоторые христианские Церкви и организации евангелического характера активно занимаются прозелитизмом среди христиан, принадлежащих к Православным Церквам. Следует осудить любой прозелитизм любой Церкви. Нужно избегать антагонизма и нездорового соперничества в миссионерской работе, ибо они являются искаженной формой миссии.