Русская Православная Церковь и экуменического движение

В жизни, смерти и Воскресении Христовых все творение восстановлено и освящено. Поэтому наша жизнь во Христе должна стать таинственной жизнью, — жизнью, продолжающей процесс освящения жизни и все время преподносимой нам как дар Божий. Церковь в полноте этой таинственной и диаконической жизни динамично являет миру присутствие Христа. Таким образом, поскольку мы участвуем в жизни Церкви через пост, молитву, праздники, таинства и активное служение бедным, мы обновляем себя и весь космос в той степени, в которой наша жизнь сообразуется со Христом в Святом Духе.

Борьба за обновление всего в Боге является повседневным усилием. В ней не только участвуют отдельно взятые люди, совершающие труды ради своего спасения, но проводится и общая работа всеми теми, кто стремится объединить все творение в общении с живым Богом. Такая жизнь требует смирения и жертв, самоопустошения, самоотдачи в любви и служении, как и Господь отдал себя ради нас «за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Это жизнь в общении с другими и для других. Такова экклезиологическая, сакраментальная реальность жизни во Христе.

Евхаристия и обновление жизни

Как развивается и взращивается эта сакраментальная жизнь посреди секулярного, разломанного и страдающего мира? Каким образом можно все соединить вновь в любви и владычестве Царства Божия?

Для православных христиан центром и животворящей силой обновления является Евхаристия, в которой все люди и все творение собираются вместе, возвышаются и соединяются в жертве, принесенной Христом однажды и на все времена. Евхаристия не только дает нам хлеб жизни, необходимый для нашей духовной пищи и роста, но возвышает наши сердца и умы и дает нам возможность по–новому понять ту жизнь, которую Бог подготовил для нас из вечности.

Именно в Евхаристии мы узнаем друг друга как члены одного Тела, объединенные любовью Христовой в образе Святой Троицы. Именно в общении Святого Духа и через это общение нам даруется сила для совершения миссии Христовой в этом мире.

Но та же Евхаристия является и судом для христиан, ибо мы можем принять причастие «в суд и в осуждение», если этот дар общения не воспринимается лично и не претворяется в нашей повседневной жизни. Мы знаем, что из‑за нашей слабости и греховности мы продолжаем отрицать любовь и силу Божию в мире. Когда мы не обращаем внимания на страдания наших братьев и сестер, когда мы злоупотребляем дарами творения, загрязняя, уничтожая и растрачивая природные ресурсы, мы создаем новых идолов из себя и для себя. Замкнувшиеся в эгоцентрическом упрямстве и потакании своим желаниям, мы становимся причиной духовной смерти самих себя и наших ближних из‑за равнодушия, конфликтов, разделенности и отсутствия любви. Мы осознаем также, что посреди радостного единства, явленного и дарованного нам в нашей Церкви, продолжается разделение христиан, что печалит нас и ставит перед нами проблему.

Молитва и покаяние

Евхаристия и вся богослужебная жизнь Церкви зовут к молитве и покаянию. В нашей общей храмовой молитве мы учимся совершать личную молитву, возносить славу и благодарение Богу, молиться о себе и о других, думать о нуждах всего мира, поддерживать жизнь других во Христе нашим поминовением болящих и страждущих, плененных и преследуемых, тех, кто ушел из этой жизни до нас и особенно мучеников, святых, духовных отцов и матерей, чье свидетельство дает нам жизненный пример и учит нас истинному значению слов: «Да будет воля Твоя».

Эта молитва Христа, обращенная к Отцу, постоянно напоминает нам о необходимости покаяния и прощения грехов. Это призыв к пересмотру нашей собственной жизни в свете жизни Христа. Это призыв, обращенный к каждому из нас лично, призыв к метании и обращению, буквально к «повороту» нашей жизни и новому посвящению себя Христу.

Свидетельство и сакраментальная жизнь

Тем, кто отошел от общения с Церковью, и тем, кто никогда не испытывал новизны и радости жизни в Церкви, таинства и вся жизнь Церкви дают возможность свидетельствовать истину о Боге и Его отношении к нам. Крещения, венчания, посещения больных и умирающих, рукоположения, похороны и обряды освящения, равно как и действенная диакония Церкви в делах общественного попечения и справедливости дают единственную в своем роде возможность провозглашать Божие послание надежды, мира и радости о распятом и воскресшем Господе. Именно в те моменты, когда нашей жизни касаются радость или печаль, страдание и сострадание, истина о конечных вопросах жизни может пробудить умы и сердца к любви Божией. В такое время лучшим свидетельством будет личное свидетельство и присутствие Церкви через любовь и заботу о своих членах как поддерживающей общины, обновленной в вере, любви и свободе.

Только таким образом, через таинственное осознание и преданность миру и личное принесение себя в жертву Богу как чад Его, можем мы совершать миссию Христову в мире, дабы все могли постигнуть, «что широта и долгота, глубина и высота любви Христовой… дабы всем исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 18 — 19).

IV. МИССИЯ В ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ: НАСТОЯТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ И ДОЛГ