Русская Православная Церковь и экуменического движение

4. Как мы уже говорили в нашем послании по случаю 25–й годовщины ВСЦ, многие позитивные достижения Совета в области богословия, миссии, диаконии и христианского свидетельства в мире «являются также результатом и плодом православного присутствия в Совете».

Однако, чтобы достичь этого, все Поместные Православные Церкви также должны усилить свою поддержку по мере сил программам Совета и представлять новых лиц, которые могли бы нести православное свидетельство в Совете ответственно и эффективно.

5. Как Вселенский Патриархат, мы всегда с особым интересом следим за инициативами, выдвигаемыми ВСЦ, и участвуем в них. Богословская и социальная деятельность Совета, осуществляемая все эти сорок лет, несомненно, представляла собой ответ на острые нужды мира. В то же время эта деятельность подтвердила слова вышеупомянутого Окружного послания, что, даже если чисто экклезиологические и богословские основы единства Церквей не могут быть пока обеспечены, совместная диакония, направленная на служение современным мужчинам и женщинам в разрешении животрепещущих и настоятельных проблем их жизни, возможна.

6. Когда мы размышляем о будущем ВСЦ, то с особым вниманием и надеждой смотрим на инициативу Комиссии «Вера и устройство» по истолкованию апостольской веры в духе Никео–Цареградского Символа веры. Как естественное продолжение длительного исследования о крещении, Евхаристии и священстве, эта инициатива имеет особое значение для будущего экуменического движения и самого Совета, поскольку, как уже заявляли православные делегаты на Первой Всемирной конференции по вере и устройству в Лозанне (1927), любой союз Церквей должен основываться на общей вере и исповедании Древней неразделенной Церкви семи Вселенских Соборов первых восьми веков. И это так, потому что само существование всех христианских Церквей исходит от Апостольского Предания и их общей истории. Упомянутое исследование, хотя, с одной стороны, и развивает основные положения единой веры, господствующие в Церкви на протяжении веков, с другой стороны, даст ответ на вопрос: как вера, переданная апостолами неразделенной Церкви, может быть истолкована сегодня в гуще проблем и тревог современных людей?

7. Как в прошлом, так и в будущем ВСЦ будет призван откликаться на многочисленные нужды современных мужчин и женщин, давать ответы на проблемы, стоящие перед современным миром. Это проблемы беженцев, борьбы против расовой дискриминации, проблема вклада мира и справедливости в общество, борьба с голодом и бедностью и во многих районах планеты защита окружающей среды, а также служение добра, вложенное Богом в наши руки. Однако связанные с этим программы не должны быть самоцелью и выливаться в разрозненные действия, а должны стать неотъемлемой частью согласованной и гармоничной многосторонней деятельности в рамках общего свидетельства о Христе в мире.

8. Поздравляя ВСЦ с этой радостной годовщиной, мы заявляем, что Вселенский Патриархат, который с самого начала поддерживал экуменическую идею и межцерковное сотрудничество, содействующее христианскому единству, будет и впредь развивать постоянное и ответственное совместное служение до тех пор, пока Господь наш не избавит «нас от настоящего лукавого века по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1, 4) и приведет нас всех «в единство веры» (Еф. 4, 13).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13).

28 июля 1988 года

В усердной молитве Богу

Димитрий Константинопольский

Проф. д-р Тодор САБЕВ. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ ВО ВСЕМИРНОМ СОВЕТЕ ЦЕРКВЕЙ

Этот доклад[94] был представлен и обсужден на заседании «Про Ориенте» (1986) и на Конференции православного клира в Финляндии (1988).

Уважаемые представители Православной Церкви в Финляндии и участники этого научного семинара православного клира, дорогие друзья!