Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви

Ныне Тбилиси. (Прим. ред.)

Царь Кахетинский и Имеретинский Арчил II (1664—1712гг.), умер в Москве.

27 января (н.ст.)—Прим. ред.

Святая Нина была ближайшей родственницей великомученика Георгия (память 23 апреля/6 мая), а по одной древнейшей рукописи -двоюродной сестрой. Она ревностно старалась прославлять его имя и построила в честь его множество храмов в Иверии.

Древнейшее предание говорит, что хитон Господень был соткан Богоматерью. Ин. 19, 23

Ужики—название народа, когда-то жившего в ущельях Кавказских гор, но неизвестного теперь. Это название встречается в грузинском переводе Нового Завета в Деяниях апостолов, гл. 2, ст. 9, где читается так: "парфяне, мидяне, ужики и эламиты...". Названия "ужики" нет ни в каких других переводах Нового Завета. Откуда оно вошло в наш перевод, сделанный в V веке и окончательно исправленный св. Георгием Святогорцем в X веке? Положительно сказать нельзя. Название это есть во всех печатных грузинских изданиях Нового Завета.

Народ, известный в истории под именем ужиков, не есть ли ужи, которые принимаются за маджаров и о которых первый раз упоминает Константин Порфирогенит в гл. 27 de administr. Imper. Народ этот появляется при императоре Льве Мудром, который действовал вместе с хозарами, под именем "усы". Название "усы" не одно ли и то же, что грузинское наименование осетинцев "оссы", земли осетинцев граничили с хазарскими.

Возможно, что св. Лука упоминает этот народ в Деяниях апостолов, потому что при распятии Господа присутствовали и жители Кавказских гор, которым достался хитон Господень. Они же могли в день Пятидесятницы слышать апостолов, говорящих также и на их языке. Св. Луке они, видимо, были известны, поэтому он упоминает о них в Деяниях апостолов. С течением времени переписчики выбросили название этого народа, столь малочисленного и неизвестного тогда миру. Грузины же, получив в IV веке Новый Завет, оставили это наименование; ужики хорошо были известны им, потому что действовали заодно с грузинами при основании Грузинского царства.

Этот крест называют крестом святой Нины. О нем много говорят историки армянские. Этот крест оказался в руках армян после мученической кончины супруги грузинского владетельного князя (царя) Васкена царевны Шушаники. Васкен, став огнепоклонником, старался к этому же склонить и жену свою, но она не покорилась и получила мученический венец. Это произошло в середине VI века. Так как крест этот был родовым царским, то и переходил от одного венценосца к другому. Таким образом он достался св. Шушанике, может быть, как часть приданого. Но чтобы эта святыня не досталась ее мужу-богоборцу, она отдала крест иеромонаху Андрею вместе с церковной утварью и со святыми мощами, которые носила всегда с собой.

Монах этот хотел скрыть святыни в Тароне, но по случаю смут в тех местах не мог попасть туда и остановился в городе Спира. Воевода армянский Григорий Мамикониан, услышав о таком сокровище, отправился сам к о. Андрею, взял у него крест и поставил в крепости Капоэтско, или Лурдж-Цихе.

По прошествии долгого времени его взяли оттуда в город Ванадат и поставили в созданном для этого монастыре, и крест с тех пор стал называться Ванадатским. Арабы опустошили эту обитель, заставили отречься от веры тамошнего армянского епископа и одного иерея по имени и Матеус (или Матфей) и приказали отдать им монастырский крест, христиане скрыли святыню от арабов. Армянский католикос Насилий отыскал крест и поставил в городе Ани, где была резиденция католикоса. Св. царь Давид Возобновитель, разорив этот город в XI веке, с честью перенес св. крест, как достоянче Иверской Церкви, и Грузию. Из наших летописей видно, что затем, в смутные времена, святыня эта по повелению царя Теймураза II перенесена была в горы святителями. Ее поставили в церкви Пресвятой Богородицы в Анануре (в ущелье реки Арагвы).

Через несколько веков, в 1709 г., митрополит Грузинский Тимофей взял этот крест в Россию и отдал царевичу Бакару Вахтанговичу. Внук царевича, Георгий Александрович, в 1801 году поднес его Императору Александру I, который изволил препроводить это сокровище и святыню Церкви Грузинской обратно в Иверию. Крест поставили в тифлисском кафедральном Сионском соборе. Он хранился за образом святой Нины, все так же обвитый ее волосами, и был всеми почитаем. В Армянской Церкви есть праздник в честь этого креста.

Из греческих писателей первым писал об обращении Грузии ко Христу Руфин, со слов царевича Бакара, своего друга, бывшего тогда заложником в Константинополе. Руфина кн. II, гл. 24., Моисей Хоренский кн. II, гл. 83.