Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви

Прибытие св. Шио в Иверию относится к первой половине VI века, к: царствованию Паремана VI (541-555). См. Историю Грузинской Церкви, 2 изд., стр. 40.

В летописях дом Евагрия значится в Насдаке, расположенном на левом берегу р. Куры, там же, в окрестностях монастыря (.Шио-Мгвимского-ред). См. Географию Вахушта, стр. 216-217. После Наспарсеви, как об этой местности, так и о местности, прилегающей к великой крепости, упоминается в древних монастырских актах.

Этот источник находится в монастыре южнее бывшей братской трапезной.

На этой горе впоследствии был построен храм в честь и славу Животворящего Креста Господня, имевший в длину 2 саж. с половиной, в ширину - полторы сажени, весь расписанный византийской живописью с золотом, превосходной работы. Вход в храм с северной стороны, над входом большой купол, служащий колокольней, поддерживаемый большими колоннами.

Там находится пещера подвижника Виссариона, жившего вначале в Шио-Мгвимском монастыре, но, по ненависти к нему братии, переселившегося на эту гору и выкопавшего там себе пещеру, и подвизавшегося там. Случилось, что в один праздник братья монастыря св. Шио нуждались в рыбе. Преподобный Виссарион через одного монаха послал им живую лососину. После сего иноки стали так сильно почитать его, что он вынужден был уйти в дальние горы, избегая славы. Через некоторое время, в 1827 г., прп. Виссарион подвергся от руки осетин - не христиан мученической смерти. Предание о его жизни и смерти записано мною со слов монаха пустыни и сестер Самтаврского девичьего монастыря.

Главный храм в честь Успения Божией Матери, впоследствии без купола, длиной 15, шириной 9, высотой 18 сажен. Богослужение в нем совершается одним иеромонахом, который заменил тысячную братию этой обители... Второй храм-в честь Рождества Иоанна Крестителя, длиной 13, вышиной с куполом 10, шириной 4 саж., с четырьмя приделами: первый во имя великомученика Георгия, второй-великомученицы Марины, третий--сорока мучеников, а в честь кого освящен последний, неизвестно.

В западной части этого храма в полу было сделано отверстие, имеющее в диаметре около 1 аршина, уходящее вглубь на 5 саженей, диаметр нижней площадки составляет 2 сажени. Там были положены святые останки великого Шио, над его могилой сложено было из простых кирпичей возвышение высотой 1, длиной 1 и 1/2, шириной в 1 аршин, покрытое черным грубым сукном. Я в 1868 г. снял это безобразное возвышение и поставил вместо него ореховую гробницу с образом св. Шио, какового не было на прежнем надгробии. Вход в пещеру с южной стороны, через полуобрушенную трапезную, затем через темный коридор, сложенный из тесаного камня.

В 1617 г. окаянный шах Аббас, напав на Иверию, разрушил также и эту обитель, велел вынуть из могилы останки св. Шио и отвезти в Персию. По принесении их туда началась моровая язва. Испуганные персы, увидев на себе гнев Божий, с честив и большими дарами возвратили мощи св. Шио опять в Грузию, в разоренную его обитель. В день памяти святого-в четверток масленицы вынимают лучевую его кость из бокового отверстия в стене второго храма с южной стороны.

Третий храм от ветхости совершенно разрушился, как было и с другими славными храмами Иверии. Но и двум первым угрожает та же опасность. Нужны слезы пророка Иеремии, чтобы оплакивать судьбу Церкви Иверской, глядя на ее развалины, которых становится все больше и больше...

О бедности обители не хочется и вспоминать, раньше монастырь владел огромными землями и ими поддерживался, а теперь не стало даже хлеба и вина для совершения св. Литургии. Я был очевидцем того, как, за неимением красного вина, служили на белом вине, именно в 1868 г., в четверток масленицы, когда я ставил гробницу. Неужели Бог за это не накажет?