Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви

Когда св. Андрей представлен был царице, она спросила его: "Кто вы, возвещающие народу неслыханное доселе учение?" Апостол отвечал: "Я пришел из Иерусалима, города, земли которого касались стопы Господни. Я - раб Господа нашего Иисуса Христа, силою Которого воскрешаем мертвых. Мы проповедуем Его, и тот, кто уверует в Него и примет Крещение, чего ни попросит у Него с верою, немедленно получит".

Вдова пала на землю, обливаясь слезами, и сказала ему: "Помилуй вдовство мое, ибо меня постигло большое несчастье. Если ты раб Того, Который воскрешает мертвых, то помолись Богу твоему о умершем сыне моем, чтобы он воскрес, и я все, чего ни потребуешь от меня, с радостью исполню". На это апостол отвечал: "Если веруешь в Иисуса Христа, проповедуемого нами, то получишь просимое тобой". Вдова отвечала: "О раб Истинного Бога! Верую в Господа Иисуса Христа, помоги моему неверию!"

После сего апостол велел всем, кроме царицы и близких ей придворных, выйти из комнаты, где лежал отрок, взял икону Божией Матери, положил ее на умершего и, воздев руки к небу, начал молиться. По окончании молитвы он взял отрока за руку и, подняв со смертного одра, отдал его матери живым. Все недоумевали о таком дивном знамении. Вдова, пораженная этим чудом, пала в ноги св. Андрею, со слезами благодарила его и тут же исповедала Иисуса Христа Богом, пришедшим во плоти для спасения мира, и была крещена апостолом.

Видя, как поступает их царица, подданные, как знатные так и незнатные, последовали ее примеру: почти все находящиеся при дворе и множество граждан уверовали во Христа и приняли св. Крещение. Затем царица послала всем эриставам[6] самцхийской страны приказание немедленно явиться к ней. Приехавшие к царице эриставы и другие знатные люди сами стали свидетелями чуда, видя воскрешенного апостолом сына царицы. Они также уверовали во Христа и приняли св. Крещение, только жрецы упорно стояли за поклонение их ложным богам Аполлону и Артемиде. Они противились во всем св. Андрею, вовлекая в свое заблуждение многих неразумных, вследствие чего в народе произошла распря, но небольшая. Для уничтожения ее апостол предложил жрецам следующее: "Поставим мою икону в капище ваших богов между статуями их и запечатаем капище двумя печатями, моей и вашей, приставим стражей и станем молиться каждый своему богу, и Того, Кто превозможет и явит пред нами Свою силу, мы признаем Богом Истинным и поклонимся Ему все". Жрецы согласились на это и поступили так, как сказал апостол.

На другой день, когда отворили двери в присутствии стражей и всего народа, к величайшему удивлению жрецов, статуи богов, между которыми поставлена была икона Владычицы, валялись на полу капища, разбитые вдребезги. Посрамленные жрецы и их сторонники немедленно приняли от апостола святое Крещение, от чего была великая радость в народе в те дни. Все усердно благодарили и славословили Христа - Истинного Бога.

Затем, поставив новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, св. Андрей хотел уже отправиться в другие страны. Но царица и ее подданные с большим усердием стали молить его не отлучаться от них или, по крайней мере, оставить у них икону Божией Матери. Последнюю просьбу апостол согласился исполнить, вручил христианам святую икону, перед тем рассказав об обещании Богородицы покровительствовать им и присовокупив, что страна Иверская досталась Матери Господа в удел. Услышав такую весть, царственная вдова и другие слушавшие св. Андрея исполнились неописанной радости, благодарили Бога и славословили Его Пречистую Матерь. Полученную же икону они поставили у себя в новом храме, воздвигнутом в честь Владычицы. Вскоре после сего апостол, благословив новых христиан, отправился в Нигли в Кларджетии[7] и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил ко Христу жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы св. Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, сродника Господня по Иосифу, Матфия, избранного Святым Духом, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец страны Карталинской. Благовествуя Евангелие, они прошли часть земли Тиулетской до реки Чорох[8]. Затем апостолы посетили Сванетию[9] в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла благовестие и была крещена самим св. Андреем. В Сванетии при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новонросвещенных в вере в Святую Троицу, как свидетельствует об этом блаженный Иероним[10]. Св. Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию[11] и достиг города Фостафоры. Здесь апостолы, проповедуя Христа, обратили многих к истинной вере. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также привели многих ко Христу. Тут св. Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джакетов[12], к народу дикому, варварам. Джакеты не приняли учения Христова, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, св. Андрей отправился в землю Верхний Суадаг[13].

Жители этой страны приняли учение от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Черного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаии, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году по Рождестве Христовом. Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адеркий, или Фарсман I, воцарившийся в Иверии за три года до Рождества Христова и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и воздвиг жестокое гонение на новых чад Церкви Христовой. Многие из них во время этого гонения приняли мучения за Христа вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила св. Симона Кананита, находящаясяв горах Абхазии близ Сухуми[14], сделалась предметом глубокого почитания. Почти полвека, со времени этого гонения, Иверия не получала более ниоткуда учителей веры Христовой и не имела руководителей, которые бы утверждали новопросвещенных в их исповедании.

Уже в сотом году по Рождестве Христовом священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды"[15], творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными учению Христову. Вероятно, что между семьюдесятью церквями, построенными святым еще при его жизни на берегах Черного моря, была и Колхидская[16].

После священномученика Климента, оказавшего такое большое влияние на церковную жизнь Грузии, мы не видим уже более подобного руководителя Иверской Церкви. По всей вероятности, с этого времени грузинские христиане имели пастырем епископа Синопского, от которого получали наставления в вере, необходимые для спасения. Быть может, некоторые скажут, что в Колхиде христианство окончательно подавлено было неистовством царя Адеркия? Но если бы это было справедливо, то где бы мог колхидец Маркион, сын Синопского епископа Палмы, уроженца мингрельского, ставший впоследствии еретиком и наделавший столько шума во всем христианском мире, познакомиться с основами христианской веры, как не в Колхиде, между ее христианами? Это дает нам твердое основание предполагать, что в Колхиде правая вера не была полностью уничтожена, и христиане всегда там были[17].

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея Грузии, святой просветительницы, блаженной матери нашей Нины (начало IV века). Почти через двести лет после этого крепостью, утверждением и украшением Церкви Иверской стали тринадцать святых отцов, пришедших из глубины Сирии. Мученики же Иверии засвидетельствовали истину Православия своим исповеданием пред мучителями, кровью и смертью своей.

Ивериец Михаил Сабинин

Книга 2