Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым.

10. И повелел он отвести и скрыть Вавилу в келлии, дабы отдельно испытать детей, и начал говорить детям: «Дети, послушайтесь меня, и я дарую вам многие блага, которых не может учитель ваш даровать вам». Они же как бы в один голос сказали: «Злодей и коварный, не замышляй нам смерть; ибо все дары твои полны геенны. Ибо с тех пор, как учитель наш дал нам печать, мы стали совершенными и отвергли помышления юного возраста и, причастившись суровой пищи, готовы умереть за Бога, чем прогневать раба Божия Вавилу, господина нашего. Ты полагал победить нас удалением нашего пастыря. Клянемся Сыном Божиим, могущим помочь нашему пастырю, где бы он ни был, и нас избавить от нечистых рук твоих и вскоре изменить время сие, мы не отречемся от Бога и не посрамим нашего пастыря, господина нашего Вавилы, [95] молящегося за стадо свое, да не погибнет кто‑либо». Все это услышал триблаженный Вавила в келлии.

11. Нумериан сказал: «Да будет введен Вавила». И введен был Вавила, и он сказал ему: «Это твои дети?» Он же сказал: «Воистину они мои дети по Богу, ибо жены ради Бога моего не знаю с тех пор как родился». Нумериан сказал: «Как же они подобны тебе во всем?» Вавила сказал: Я молюсь, дабы они были подобны мне во всем, исключая грехов моих». Нумериан сказал: «Я сказал тебе освободиться и от мук, и от наказания, которое ты примешь, и ты не послушался. Одобряю тебя и извиняюсь за первые муки, только избавь себя от нынешних мучений; убеди и отроков, чтобы они, будучи неразумными, не получили вскоре конца жизни». Вавила, разгневавшись, сказал: «Безрассуднейший из всех людей и нечестивейший тиран, ты занялся нами, покинув заботы о войнах или о том, как должно идти против иноплеменников. Я же верю Отцу Господа нашего, что как ты побежден нами, так будешь побежден и неприятелями; обещания же твои давай подобным тебе, повинующимся тебе, и держись твоего намерения; ибо ты не столько можешь даровать, сколько постарался отнять у нас».

12. Итак, царь, разгневавшись, отдал ему и трем отрокам приговор, чтобы были отрублены их головы. Вавила же, взявши приговор с тремя отроками, обязал клятвою стоявших, говоря: «(Заклинаю) вас Богом созерцателем всех, положите меня с цепями на ногах моих и на шее моей в свидетельство тирана сего, имеющего вечно казниться и пребывать в огне нескончаемом, вечно наказующем ослушавшихся Христа Сына Божия и прилепившихся к демонам [96] нечистым, то есть идолам, изготовленным людьми, которые сами больше богов своих; ибо сами они жили, а создания их — никогда; ибо начало гордости измышление идолов, а изобретение их — погибель жизни; ибо они не были изначала и не будут вовек». И выходя из города, святой Вавила пел так: «Ты спас нас от печалящих нас и ненавидящих нас посрамил (Псал. XLIII. 8); посему Тебя Бога восхвалим все дни и во веки веков». И подпевали ему отроки, а вместе и говорили: «Помолись за нас, отче, что не оставили тебя; ибо ты умудрил нас познать Христа, сотворившего все, или лучше быть познанными Им». И святой мученик Вавила попросил вышедшего обезглавить их перед ним порубить святых отроков и затем уже его самого и, держа их справа и слева, сказал: «Вот я и дети, которых дал мне Бог». Отроки же сказали Вавиле: «Господин отец наш и учитель, с тобою мы скончаемся; ибо изначала мы были воспитаны тобою и конец будем иметь с тобою с исповеданием, которое ты исповедал пред лицом царей, начальников и властей». И когда они скончались, мученик, увидев веру отроков и свободоречие от Бога, а не от людей, возрадовался столь великой твердости их и совершенству и сказал: «Благословен еси, Боже истинных христиан, усовершенствовавший сих отроков чрез меня, раба Твоего, больше же чрез святое имя Твое; ибо воистину из уст младенцев и ссущих Ты совершил хвалу» (Псал. VIII, 3). Итак и у него была усечена голова и положена с ножными и шейною цепями во славу Отца и Сына и Святого Духа, Ему же слава и сила во веки веков. Аминь.

Месяца Февраля 13–го.

ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ

преподобного отца нашего МАРТИНИАНА.

Пер. В. В. Латышева.

1. Весьма близко от города Кесарии Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега. К этой горе прилежит пустыня, в которой живут многие мужи, ведущие подвижническую жизнь. В числе их я узнал и блаженного и добродетельного Мартиниана, жившего на этой горе. Сей блаженный, с юного возраста и с младенчества, возлюбив Бога, показал многие подвиги против врага. Посему, отличаясь телесною красотою и имея юношеский возраст, около 18 лет, он, покинув город и живущих в нем, и смятения их, предав себя спокойной и одинокой жизни, поселился в сей пустыне и жил в ней 25 лет, показывая евангельскую жизнь на земле. Посему он и удостоился получить от Бога дары исцелений, и многих исцелил Господь преподобными молитвами его. Ибо многие бесноватые, придя к ному на гору, стали свободны от злобы демонов; также многие, будучи одержимы горячками и получив благословение от сего мужа, получили исцеление; и многие другие страдания исцелил Господь ого молитвами. Со дня на день [98] сей блаженный Мартиниан преуспевал в своем всеотличнейшем подвижничестве, и повсюду распространялась добрая и прекраснейшая слава сего преподобного мужа, и все слышащие приходили к нему на гору получить от него помощь. Но ненавидящий добро враг рода человеческого и человеконенавистник диавол не вынес, видя обнаруживаемую в молодом теле престарелую душу, и сперва начал воздвигать ему разные искушения и хотел устрашить мужа многосплетенными замыслами; после же старинным своим оружием, которым соделал Адама изгнанником из Рая, замыслил и сего извергнуть из благого его решения.

2. Итак, в один из дней, когда блаженный Мартиниан пел псалмы, враг, преизратившись в величайшего дракона и подползши внизу келлии его, начал поспешно подрывать некую часть основания, как бы желая ниспровергнуть келлию его. Блаженный же Мартиниан, несмятенно исполнив псалом и выглянув чрез окно, говорит: «Истинно подобает тебе так ползать по земле. Что ты суетно трудишься, бессильный и окаянный; ибо меня не страшат твои замыслы, так как я имею Иисуса Христа помогающего мне, побеждающего замыслы твои и попирающего силы твои». Диавол же, услышав это, превратившись в мальчика и убегая, сказал: «Подожди меня, Мартиниан, подожди меня, и я скоро поражу тебя в этих мыслях; ибо я нашел средство, чрез которое сделаю тебя пленником сей надежды твоей. Ибо если я не смирю тебя, не отступлю от тебя; ибо в эти дни принесу тебе гнев, которого ты не сможешь снести, и выведу тебя из келлии твоей, как лист от ветра». И сказав сие, диавол стал невидим ему; [99] блаженный же пребывал так, как бы и не видел сего видения, но услаждался изучением Писаний.

3. В один из дней, когда некие прогуливались в городе Кесарии, беседовали о жизни великого и весьма дивились его твердости, некая женщина, проходя мимо, услышала их слова и по внушению сатаны говорит им: «Кто сей, которому вы дивитесь? В чем его подвиги? Или какую он ведет жизнь? Если я захочу, то унесу его как лист с дерева. Ибо в чем состоит его занятие? Он заключил себя как дикий зверь в пустыне, не могши переносить плотские похоти и соблазны, и, не видя женщины, не имеет и похоти. Когда вы знаете, что трава горит без огня? Но если трава останется несгораемою, когда предлежит огонь, — это дивно. Так и о нем: если я пойду к нему и он, увидевши меня, не поколеблется в решении и не соблазнится обо мне, и не двинется помышление его к красоте моего благообразия, тогда будет дивен сей не только у людей, но и у Бога и ангелов».

Не презри пребывающую в такой нужде и не [100] погнушайся мною грешною, ибо и я создание Божие. Воззри на меня и помилуй меня смиренную, молю тебя, не оставь меня погибнуть, прошу святость твою, и не отринь меня заблудившуюся, молю тебя, господин мой».