Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым.

17. Когда же ему предстояло переселиться к Господу, он пришел в Афины; епископу же, бывшему там, было откровение о кончине блаженного. Блаженный же Мартиниан, вошедши в церковь и заранее зная день смерти своей, упав на скамью, говорит бывшим там: «Призовите мне поскорее епископа». Они же приняли его за безумного. Когда же он еще более просил их, послушались и ушли, говоря: «Человек некий возлежит в церкви на скамье и не знаем, безумен ли он, или кто он. Он сказал нам: призовите мне поскорее епископа». Он же говорит им: «Безумны вы: ибо тот выше и [113] меня и вас». И тотчас поспешно вставши, ушел в церковь; блаженный же, увидев его, встать не мог, но простер руки свои к полу и так воздал ему подобающую честь. Епископ еще большую честь представил ему, говоря: «Давно обещал мне Бог показать раба Своего, и неложно исполнил сказанное Ты же, когда вселишься в царстве небесном, помяни и мою душу, молю тебя». Он же, отвечав, говорит ему: «Благослови меня, отче, и молись обо мне, дабы я нашел дерзновенно в предстоянии страшному престолу Христову». И сказав сие, возвел очи свои к небу и сказал: «В руки Твои предаю дух мой, Господи». И назнаменовав все тело свое с обеих сторон, говорит епископу: «Представь меня Богу, отче». И сказав сие, с улыбающимся лицом предал дух свой Господу, совершив бег, сохранив веру, получив обетование предлежащего венца и будучи удостоен царства небесного.

Ибо он, как крепкий мученик, презрел огонь; и опять, о диво, сам себе возжег печь и огнем чувственным победил огнь вечный; и ту женщину, которую воздвиг [114] на него диавол, молитвою показал рабою Божиею и привел к Богу чистую душу.

18. Но должно нам рассказать и о той девице, оставленной на скале в море, какой конец она получила и как неукоризненно совершила предел жизни. Ибо и ради ее молитва блаженного не оставалась неисполненною, но сохранила ее до конца. Ибо она, будучи оставлена на скале, ела так, как заповедал ей блаженный. Корабельщик же, привозивший хлеб и воду, прибыв и приблизившись к скале и увидев стоящую девицу, принял ее за видение и, убоявшись, начал удаляться на веслах от скалы. Она же, говорила, крича корабельщику: «Не бойся, брат, ибо я воистину женщина и христианка. Приблизься ко мне, и я расскажу тебе происшедшее». Когда же он еще более не верил и боялся, она поклялась, говоря: «Клянусь Царем Христом, я христианка. Приди ближе ко мне, и я расскажу тебе дела». Тогда корабельщик привел свой кораблик и говорит ей: «Где здешний монах, или что случилось с ним, что он удалился? Тебя же кто ввел сюда?» Девица же, назнаменовав себя, рассказала ему случившееся с ними; он же, услышав, говорит ей: «Итак иди, я вывезу тебя отсюда, и иди в город свой». Она же, отвечав, говорит ему: «Нет, прошу тебя, господин мой, не выбрасывай меня с этой скалы, но сотвори мне милость и человеколюбие и, удалившись в твой город, привези мне вирий и стихарь власяной, а также хлеба и воды, как ты привозил блаженному, и получишь ту же награду от Господа Христа, ибо нет у Бога различия мужского пола от женского, как сказал апостол Павел, что все вы едино есте во Христе Иисусе (Гал. IV, 23). [115] Итак не погнушайся мною грешною, хотящею спастись; ибо если бы Бог не захотел спасти меня, то я погибла бы со всеми в море. Итак, когда Бог хочет спасти меня, ты не погуби меня за то, что я женщина. Вспомни, что создавший Адама создал и Еву, сам сотворил обоих и в конце дней явился чрез святую Деву. Итак прошу тебя, пойди, отправься в твой город и, как я раньше сказала тебе, привези мне стихарь и вирий, хлеб, воду и шерсть; привези сюда и жену свою, чтобы мне с нею условиться о шерсти и чтобы она переодела меня в мужской образ, и Господь Бог мой будет с тобою во все дни жизни твоей и да подаст тебе в сей жизни милость и отпущение грехов и в той дерзновение пред престолом Христовым».

19. Корабельщик, услышав это и увидев ее любовь к Богу, говорит ей: «Вот я сделаю все, как ты заповедала мне; только ты мужайся и будь здорова, и Господь исполнит желание твое». И сказав сие и приведя в движение кораблик свой, отправился в свой город и на другой день, взяв жену свою и что она заповедала ему, прибыл к деве; и жена, взойдя, поклонилась деве до земли и принесла все из корабля. Дева же попросила мужа удалиться на кораблик, чтобы ей переодеться в мужской образ. Когда же он удалился, она, сняв с себя женские платья, а вместе и женскую слабость, опоясалась мужским разумом и оделась в мужские платья, вирий и власяной стихарь, и, став, молилась Господу, говоря: «Услышавший всех святых Твоих, Господи, услышь и меня грешную и соверши меня в теле сем непостыдною, соблюди душу мою и утверди сердце мое, укрепи тело мое и поведи ум мой к угождению [116] заповедям Твоим, и оказавшим мне послушание воздай, Владыко, достойную мзду; ибо благословен еси во веки». И говорит женщине: «Прошу тебя, госпожа, при привозе мне хлеба и воды ты будешь привозить мне и шерсть и я, связав, буду отдавать тебе, дабы не есть хлеб даром, платья же мои возьми на память, обо мне». И сказав сие, отпустила их с миром.

20. Через три месяца прибыли к ней корабельщик и жена его, привозя ей нужное для пропитания; блаженная же пребывала ликуя в добром житии; она творила в день двенадцать молить, а в ночь — двадцать четыре. Пища же ее была в два две литр хлеба и одна кружка воды. И так совершила она бег свой в добром житии; когда она взошла на скалу, ей было 25 лет, жила же она на скале шесть лет. За два месяца до прибытия корабельщика и жены его блаженная Фотина предала дух свой Христу, совершив бег подвизания своего в добром житии, как и самому корабельщику было откровение о ней. По исполнении времени двух месяцев прибыл корабельщик с женою своею, и нашли ее скончавшеюся и благолепно лежащею с крестообразно сложенными руками, так что они подумали, что она спит. Подошедши же, нашли ее умершею (было же лицо ее, как цвет весенний) и, поклонившись честным и святым останкам ее, взяв их на кораблик и принеся в город Кесарию, возвестили его епископу добродетельную жизнь ее. Итак епископ повелел похоронить ее в видном месте со светильниками и песнями во славу Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, ему, же слава и сила во веки веков. Аминь.

VI.

Того же месяца (февраля) в 13–й день.

ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего

МАРТИНИАНА.

1. Весьма близко к Кесарии Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега. К этой горе прилежит пустыня, цветущая многими прекрасными мужами, из коих один есть и божественный Мартиниан. Сей измлада, возлюбив Бога, входит в эту пустыню, достигнув 18–ти лет; прожив в ней 26 лет; он исправил всякий вид доблести и излечивал всякую человеческую болезнь, сделавшись отличным врачом не только тел, во и душ. Посему лукавый не переставал воздвигать на него множество искушений, из коих одно я расскажу вкратце.

2. Когда однажды преподобный пел псалмы, прелестник, сделавшись как бы драконом и подползши к дому, в котором пел святой, начал подрывать часть основания, чтобы внушить ему страх и вложить робкие мысли. Но преподобный, оставшись неустрашимым, по окончании псалма выглянул из оконца и сказал ему: «Что ты трудишься всуе, ползая по земле, как тебе и подобает? Ибо мне бояться твоих замыслов все равно, что ужасаться сновидений». Враг услышал это и тотчас, убежав как вихрь, [118] делается невидимым, говоря: «Подожди меня, подожди, и я наведу на тебя страсть, которой ты не сможешь противостоять; но я заставлю тебя скоро выбежать и из этого домика». Итак, он, убегая, говорил это, а блаженный, не услышав ничего из сказанного, обернувшись, пребывал в покое, услаждаясь божественным чтением писаний.

3. Но лукавый был лукав как всегда, так и ныне, и что он делает? Когда некие люди шли по дороге и вспоминали о подвигах преподобного, некая женщина прислушивалась к словам их; сделавшись языком и устами лукавому, она говорит им: «Кто сей, возбуждающий ваше удивление? Если я захочу, он легко будет извергнут. Ибо что он творит великое? Он заперся и величается целомудрием. Так будет гордиться и сено, сохраняясь несгораемым вдали от огня. Если он останется бесстрастен, когда я подойду к нему, тогда я поверю, что вы говорите правильно, и увенчаю мужа многими хвалами». Так сказавши и заключив условие с этими людьми, она тотчас устраивает коварство, как изощренную бритву (Псал. LI, 4). Именно, надев худое платье, положив свои украшения в кошель и взяв его с собою, взошла на гору, где был и святой, когда наступила ночь, шел сильный дождь и дули тяжкие ветры. Уже подойдя близко к нему, она испускала жалобные слова, говоря: «Помилуй меня, раб Божий, помилуй заблудившуюся и уже предлежащую на пищу зверям; ибо я, несчастная, сбилась с дороги и не знаю, куда идти. Итак, не отринь меня жалкую, не погнушайся грешницы, ибо и я создание [119] Божие. Ибо если ты презришь меня, то предашь душу зверям, и суд будет сожигать твою душу».

4. Когда она говорила это со слезами, преподобный, выглянув через оконце и увидев ее в таком жалком состоянии, поражается в душе, говоря в себе: «Увы, что мне делать? Если я не введу ее, она будет съедена зверями; введя же, я боюсь, чтобы враг не ископал мне ямы чрез нее». Затем он сказал и к Богу: «На Тебя, Господи, уповал я, да не постыжусь во век, но спаси меня по воле Твоей и покрой, благословенный во веки. Аминь». Так сказавши, приотворяет дверь и, введя ее и возжегши огонь, говорит: «Женщина, грейся». Принеся и финики и предложив ей (ибо вне его келии стояли две финиковые пальмы), говорит: «Поешь и останься здесь и позаботься о себе». Так сказавши и оставив ее, он вошел во внутреннюю келлию и, помолившись, предался сну, имея вместо постели голую землю, как было у него в обычае.