Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым.

10. Когда сии таким образом скончались, и другие палачи получили приказание жестоко палить мучеников огнем, Аврелиан велел посыпать соль на уголья, чтобы огонь сильнее разгорался. Иулиания сказала: “Аврелиан, мучитель и нечестивец, что ты себя мучишь? ибо я вижу, что ты мучишься и всячески наказуешься безумием, шипишь как змей и изливаешь яд на нас. Но ты ничего больше не достигнешь, ибо Бог укрепляет нас переносить твои злые измышления; ты будешь посрамлен, доведенный до отчаяния, и отступишь от нас”. Аврелиан приказал отвязать их, посадить в темницу, на шеи их надеть 25–литровые колодки, на ноги оковы, на руки — цепи, насыпать под ними железных колючек, чтобы на них терзались мученики, и не дозволять входить к ним никому из христиан, чтобы они не доставили им пищи. Палачи, взяв их, заключили в темницу согласно приказанию Аврелиана. Около полуночи, когда они молились, яркий свет воссиял в темнице, и ангел Господень, став перед лицом их, сказал им: “Павел и Иулиания, рабы Бога вышнего, встаньте и помолитесь”. И, приблизившись, ангел коснулся колодок, наложенных на шеи их, и разломанные железа спали со всего тела праведных. И вот [явились] перед ними два убранных[111] ложа и стол, полный всяких благ. И сказал им ангел: “Придите, упокойтесь и примите пищу, которую послал вам Иисус Христос”. Павел и Иулиания, возблагодарив Бога и помолившись, возлегли, взяли в руки хлеб, возвели очи к небу и, благословив Бога, стали вкушать пищу. Узники, увидев свет, вскочили и узнали, что произошло. Вошедши, они увидели святых ядущими и веселящимися и, сев с ними, тоже поели и благословили Бога, давшего такую милость сынам человеческим. Многие из них уверовали в Бога и сделались христианами.

11. На третий день Аврелиан, воссев на судилище, повелел привести перед судилище святых Павла и Иулианию. Когда их привели, он сказал: “Не научили вас еще мучения отказаться от своего безумия и, пришедши, пожрать богам?” Павел ответил: “Это безумие да будет у меня и у всех любящих Бога, ибо немудрое Божие премудрее людей; ибо премудрость людей есть немудрость у Бога 3. И я буду безумным и бесноватым, если, оставив Бога, поклонюсь демонам”. Аврелиан в ярости приказал повесить их на дереве и мучить. Они же, терпя мучения, молились, говоря: “Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, свет христиан, вера незыблемая и для супротивных непреоборимая и несокрушимая, явись и помоги нам и не посрами нас ради имени Твоего святого”. Долго мучили их палачи, но Христос облегчал их, и они вовсе не чувствовали мучений.

12. Один из палачей, именем Стратоник, стоявший у левого бока Иулиании и причинявший ей мучения, восхитился красотой ее и старался пощадить ее. Но блаженная и святая Иулиания, поняв его мысль, вытянула свою левую ногу и толкнула его, говоря: “Стратоник, исполняй повеленное тебе тираном Аврелианом и не щади меня, чтобы [самому] не подвергнуться опасности; ибо я имею Царя моего Господа Иисуса Христа, вечного и невидимого Бога, пекущегося о душе моей и облегчающего мне телесные страдания, вследствие[112] чего я не чувствую этих болей”. Услышав это, Стратоник тотчас бросил меч, который держал в руке, подбежал к судилищу Аврелиана и воскликнул: “Аврелиан, тиран и хвастун, как ты смеешь так [поступать] с христианами? что сделали рабы Божии, которых ты так жестоко и беспощадно мучишь за то лишь, что они чтут Христа, владыку всех?” Услышав это, Аврелиан онемел на один час и затем ответил ему: “И ты, Стратоник, стал участником их глупости и безумства! или красота ее прельстила тебя, и ты обманут ее речами?” Стратоник воззрел на небо, оглянул Павла и Иулианию, висевших на древе, и, перекрестившись, увидел, что лики их подобны ликам ангелов Божиих. Он подошел, ударил ногою алтарь и опрокинул его, говоря: “И я христианин, делай [со мною], что хочешь”. Аврелиан в гневе приказал отсечь ему голову. Получив приговор, [Стратоник] ушел и, придя на место, где ему предстояло скончаться, преклонил колена и помолился, говоря: “Господи Иисусе Христе, Которого исповедающие Павел и Иулиания остаются непобедимыми, охраняемые Твоим божеством и посрамляющие тиранию Аврелиана, прими и мою душу в царство небесное, хотя я и весьма короткое время исповедал имя Твое пред тираном Аврелианом”. Сказав это, он подставил голову и был усечен спекулятором. Христиане пришли и обрядили его. 13. Павел и Иулиания оставались на мучениях. И сказал Аврелиан Иулиании: “Гнусная и нечестивейшая женщина, как смогла ты во время мучений прельстить палача и лишить его жизни?” Иулиания сказала: “Не я прельстила его или лишила жизни, но принявший меня Христос. Сей и его призвал, как достойного, ибо если бы он не был достоин, то не пришел бы к сему. Ты увидишь его покоящимся в царстве небесном, а себя самого наказуемым в пламени геенны. Тогда будешь ты поражать грудь свою, когда увидишь, что низший становится выше тебя у Христа, и возопиешь с горестью, ища милости у Бога, и не обрящешь ее”. И приказал Аврелиан снять их с древа и снова заключить в темницу и повелел созвать всех заклинателей [113] гадов, чтобы они доставили всех опасных и страшных животных, какие у них были, как‑то: ехидн аспидов, рогоносцев и драконов, и заперли их вместе с Павлом и Иулианией. Согласно повелению тирана заклинатели привели гадов и заперли их вместе с узниками, и гады ползали и ложились у ног блаженного Павла и святой Иулиании, не сводили глаз с их лиц и не причинили им вреда. Павел же и Иулиания сидели, воспевая псалмы и хваля Бога.

14. Три дня и три ночи провели гады в заключении с ними. Через три дня к ночи Аврелиан послал узнать, уничтожены ли они гадами. Посланные пришли на место и, приблизившись к двери, чтобы послушать и посмотреть, услышали, что они поют псалмы и воспевают Бога. Желая узнать точнее, они поднялись на здание бани, и, заглянув через окно вниз, увидели, что Павел сидит вместе с сестрой своей Иулианией, и ангел Божий стоит перед животными и не позволяет им приблизиться. Они побежали и сообщили Аврелиану все, что видели. Аврелиан, встав утром, воссел на судилище и приказал заклинателям пойти и собрать животных, а святых мучеников привести перед судилище. Заклинатели ушли и, приблизившись к двери, начали на своем языке призывать гадов. Но так как те их не слушались, то они отворили дверь, и тотчас все гады сразу выползли и умертвили всех неверных, которых застали стоявшими у двери, и затем удалились в пустынные места.

15. Пришли темничные стражи и, взяв Павла и Иулианию, привели их к судилищу Аврелиана. Пристально взглянув на них, тиран со смехом сказал: “Сегодня я считаю себя счастливым при встрече с вами, ибо мне предстоит приобрести от вас нечто великое. И клянусь богами, если вы скажете мне правду, то получите от меня много великих даров и будете господами моего царства, ибо, как я слышал от некоторых, наблюдавших за вами, к вам явился владыка Аполлон”. Павел сказал в ответ: “Мы не знаем Аполлона, ибо принадлежим к спасаемым Богом. [114] А твоею душою овладела погибель, чтобы ты до смерти не обратился к благоразумию, ибо великое и безумное упоение властью обратило тебя к хуле, так как ты в своей гордыне превратил в Аполлона того ангела, которого послал Господь Иисус Христос заградить уста гадов”. В ярости Аврелиан приказал бить его по челюстям свинцовыми шарами, говоря ему: “Не говори безрассудно и высокомерно, зная, что предстоишь царю”.

16. Удалив Павла от судилища, он позвал Иулианию и сказал ей: “Владычица души моей, Иулиания! прошу тебя, не увлекайся глупостью брата твоего Павла. Я вижу, что ты — дева весьма рассудительная и обладаешь большою мудростью; посему, будучи приглашена мной, послушайся меня, и я поставлю твои золотые статуи по всем городам вселенной”. Иулиания сказала: “Не обманешь меня, Аврелиан, тиран и нечестивец, не обманешь рабу Господа вышнего. Не замышляй мне вечной смерти, желая лишить меня славы Божией и царства небесного, которого ты чужд и недостоин”. Удалив ее, Аврелиан велел привести Павла и говорит ему “Павел, вот сестра твоя обещала мне пожрать богам и сделаться моей женой и владычицей моего царства. Итак, согласись и ты послушаться меня и пожрать богам”. Павел сказал: “Подлинно солгал ты на свою голову и не совершил ничего чуждого учению отца твоего дьявола, творя его дела, ибо не можете вы никого прельстить иначе, как ложью. Однако, нас ты не прельстишь, даже если обещаешь нам царство небесное, которому ты чужд и не причастен”.

17. Аврелиан сказал: “Доколе будешь ты бесстыдно дерзить, безрассудный болтун? Но, клянусь богами, я вас измучу, чтобы никто не возмог изъять вас из рук моих”. И повелел тиран принести огонь и четырнадцать железных прутьев, бросить их в огонь, сильно раскалить, Павлу связать руки и ноги, между рук и ног пропустить железную палку, вонзить ее [другим концом] в землю и в таком положении бить его раскаленными прутьями двум воинам попеременно, a Иулианию повелел выставить в [115] блудилище. Многие из окружавшей толпы, скверные и гнусные, побежали, споря между собою о том, кому удастся первому войти к ней; ибо они ржали, как кони, на красоту ее. Когда она была выставлена в указанном Аврелианом месте, тотчас ангел Господень, сошедши с неба предстал ей и сказал: “Не бойся, Иулиания, ибо Господь Иисус Христос, Которому ты служишь, послал меня оградить тебя и дать познать святое имя Его всем боящимся Его”. Когда же стали приходить к ней люди толпы, желая насладиться красотой ее, ангел отряс на них прах от ног своих и ослепил их, и они не знали, куда идут, и не могли приблизиться к ней. Народ, видя происходившее чудо, единодушно восклицал: “Велик Бог Павла и Иулиании, Который всюду является спасителем и покровителем боящихся Его!” Ослепленные же преклоняли перед ней колена, взывая: “Иулиания, раба Бога вышнего, согрешили мы перед тобой, обезумев, но смилуйся над нами, как служительница благого Бога, и помолись Христу твоему, чтобы Он даровал нам прозрение”. Иулиания, милосердовав о них, взяла немного воды и, возведя очи свои к небу, призвала Бога, говоря: “Господи Иисусе Христе, Спаситель всех, услышь меня и яви и ныне чудеса Твои и знамения, которые Ты творишь ради нас, сынов человеческих, и даруй сим прозрение, дабы прославилось святое и славное имя Твое”. Затем она разбрызгала воду над людьми, и все ослепленные прозрели и, пав на землю, благодарили Бога, каясь и исповедуя грехи свои, и сделались христианами.

18. Павел, все сильнее мучимый от палачей железными прутьями, воскликнул: “Аврелиан, тиран и нечестивец, какое зло совершил я, что ты так жестоко и нечестиво мучишь меня? Мне в муках подает облегчение владыка мой Иисус Христос, а тебя унаследует огонь вечный, уготованный тебе и дьяволу, внушающему тебе так обращаться с нами”. Аврелиан сказал: “Где, Павел, Иулиания сестра твоя, которую ты называешь целомудренной девой? Вот она уведена в блудилище; еще ли она дева?” [116]

Павел сказал: “Я верую, что Бог, всегда облегчающий меня от твоих лукавых злоумышлений, оградил и ее и соблюл не оскверненною; ибо Он послал ангела Своего с высоты небес, чтобы сохранит ее. И вот она, непорочная и в чистоте сохранившая свое девство, возвращается видеть узы мои”. И послал Аврелиан привести Иулианию. Когда она пришла к судилищу, Павел, увидев ее и исполнившись великой радости, засмеялся. Аврелиан сказал Иулиании: “Насытились любовники твои красотой твоей?” Иулиания сказала: “Моя красота, и украшение, и благолепие — Христос, Который послал ангела Своего и оградил меня, смиренную, за то, что я уповаю на Него. Посему благодарю и славлю святое имя Его, поелику один Он творит чудеса 4, и нет иного бога, кроме Него”.

19. И повелел Аврелиан отвязать Павла, приказав выкопать в земле яму втрое глубже человеческого роста, принести дров и огня и разжечь яму. Палачи усердно исполнили приказанное им, выкопали яму и сильно разожгли ее. Тогда Аврелиан приказал бросить Павла и Иулианию в огонь. Святые пошли на место, хваля Бога и призывая Спасителя и Господа Иисуса Христа помочь им. в огненной яме; и пришедши на место и осенив тела свои знамением креста Христова, бросились в огонь и в огне хвалили и славили Бога. И се ангел Господень, сошедши с неба, отбил вон дым с пламенем и не допустил огонь сколько‑нибудь повредить им. И они стояли в яме благословляя Бога и говоря так: “Благословен еси, Господи Боже, Царь веков, что помянул смирение наше и, явившись нам, угасил пещь огненную по незлопамятной благости Твоей и нас недостойных спас от лукавых злоумышлений мучителя Аврелиана, ибо он себя считает бессмертным”. После этой молитвы их многие Еллины, видя силу Божию и покаявшись, отступили от идолослужения и уверовали во Христа; также и многие из палачей, мучивших их, видя изливаемые на них Богом милости, изменили свои мысли и уверовали во Христа. [117]

20. Все происшедшее было доложено Аврелиану, и он повелел побить их в яме камнями. И вот внезапно с небес раздался грохот грома, со множеством молний, узрены были двигавшиеся тучи, полные огня, которые надвинулись против Аврелиана и излили огонь на землю. И был к нему голос с небес: “Аврелиан, войди в бездну геенны огненной, уготованную тебе и отцу твоему дьяволу”. После этого Аврелиан приказал извлечь подвижников и мучеников Христовых из ямы и ввергнуть в темницу. И святые славили Бога за все чудеса, которые Он сотворил с ними. Спустя семь дней, Аврелиан, встав утром, воссел на судилище и приказал жрецам принести все имевшиеся у них серебряные и золотые идолы, украшенные драгоценными камнями. И поставили их перед Аврелианом, который под ноги их постлал царскую порфиру. И сказал Аврелиан: “Позовите Павла и Иулианию”. Когда те пришли, он поставил их перед судилищем и, угрожая им, сказал с гневом: “Подойдите и пожрите богам; не надейтесь избегнуть моих рук”. Но Павел с улыбкой сказал: “Мы, мучитель, не оставляем Бога, сотворившего небо и землю, и идолам не поклоняемся”. Аврелиан сказал: “Достойный казни, они кажутся тебе идолами, а не богами? разве не видишь ты, как они действуют?

21. Павел в ответ сказал: “Этот Дий, которого ты называешь богом, был человек, сын отступников, в совершенствев изучивший искусство волхвования; был он блудлив чрезмерно, больше всех людей, когда‑либо живших; взирая на красивых жен людей и видя дочерей их, он вступал воочию в общение с ними, причем иногда, изменяя вид, превращался в быка, а иной раз уподоблялся птице — орлу или лебедю, приводил их в исступление и заставлял чтить себя, как бога; и не только этих прельстил он, но и некоторых других из Лаконских женщин, посредством изменения вида и волхвования превращаясь в золото и серебро. Не буду говорить об его распутствах, ибо знаю, что ты гневаешься, — хотя, впрочем, если ты и гневаешься, до этого мне нет дела, — но вот [118] этот, стоящий близ Дия, Аполлон, не от прелюбодеяния ли родился от женщины, называвшейся Лито, которая родила его в Азиатской пустыне между двух деревьев? Он также совершил дела непотребные, подражая своему отцу. Точно так же и более известный бог ваш Дионис разве не рожден тоже от прелюбодеяния Семелою, дочерью Кадма?” Аврелиан сказал: “Нечестивый болтун, — он родился от Иры, матери богов”. Павел с улыбкой сказал: “Ест ли бог, рожденный женою или имеющий жену?” Аврелиан сказал: “Доколе, нечестивец, будешь ты хулить богов, высказывая много вздора? разве и ваш Христос, которого вы, христиане, называете Богом небесным, не от женщины родился?”

22. Павел сказал: “Недостоин ты услышать тайну Божию. Но, чтобы ты не прельстил многих из предстоящих этой правдоподобной речью и не погубил их, необходимо сказать. Сотворив в начале небо и землю и море и все, что в них, Бог после всего создал и человека по образу Своему и по подобию, т. е. по добродетели, незлобивого, непорочного, праведного и благочестивого, и поселил его в раю изобилия. Отец ваш дьявол был в то время архангелом и имя ему [было] Сатанаил, что в переводе значит “вестник Бога вышнего”. Ему было вверено Богом все, что находится на тверди небесной, и под властью его был чин ангелов. Сей Сатанаил, узрев, что Вышний весьма возлюбил человека, которого создали пречистые руки Его, возревновал, восседая на тверди; воззрев на высоты небесные, он увидел Бога, владыку всяческих, сидящим на престоле славы Своей, и сонм ангелов и архангелов, стоящий вокруг него, и с ними Херувимов и Серафимов. И замыслил Сатанаил в сердце своем мысль лукавую против Вышнего, говоря: “Воздвигну престол мой на небе и буду подобен Вышнему”, — как свидетельствует о нем пророк Исайя 5. Но Бог всяческих, провидев лукавую мысль его, низверг его с тверди вниз, отняв половину имени его, ибо он [119] зовется уже не Сатанаилом, а Сатаной. Сброшенный на землю, он ходил от востока до запада и обходил рай изобилия. И он подстерегал Адама, ища устроить ему кознь и погубить его; ибо он видел, что Бог нисходит с небес в столпе облачном и беседует с Адамом. И гневался дьявол, видя себя отверженным от лица Господня, и ничего не мог сделать Адаму. По прошествии времени сказал Бог: “Не добро быть человеку одному; сотворим ему помощника”6, — говоря о Себе во множественном числе “сотворим” в общем смысле, то есть Отец, Сын и Святой Дух; ибо ни Отец не творит без Сына, ни Сын без Отца. И говорит: “Навел Бог исступление на Адама и усыпил его и, взяв одно из ребер его, сотворил ему жену из собственных его членов. И была с Адамом Ева в раю”7. Дьявол, увидев ее, когда она на короткое время отошла от Адама в другую часть рая, соблазнил ее, приняв вид змея, a сия жена соблазнила мужа. Оба они за ослушание Богу были изгнаны из рая изобилия обрабатывать землю руками своими и, начав трудовую жизнь, прожили девятьсот тридцать лет, родив сыновей и дочерей, от которых наполнился мир. Когда же Адам за ослушание принял конец жизни после 930 лет, дьявол, овладев им, как повинным греху, предал его аду. И таким образом последовательно дьявол низвел всех отцов наших обитать в аду вместе со смертью. И не было различия между праведником и между грешником, но был праведник яко грешник, как и блаженный Павел, светоч церкви, засвидетельствовал, говоря: “Царствовала смерть от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама” 8.

23. Итак, Бог небесный, спустя много поколений, внял стенанию и мольбе одержимых Адом, послал собственное Свое Слово понести плоть человеческую, отпустить одержимых неправедным и освободит Адама из уз. Итак, Сам Бог и Слово и Сын Бога и Отца, [который] [120] есть предвечная премудрость Его и сила и десница Его, был благовествован через архангела Гавриила Пресвятой Деве, чистой и благочестивейшей, происходившей из пророческого рода, вселившись в которую, Бог и небесное незримое Слово воспринял плоть из девственной утробы, когда Гавриил сказал Деве Марии: “Радуйся, Благодатная, Господь с тобою”, и далее: “Дух Святой найдет на тебя и сила Вышнего осенит тебя, почему и рождаемое от тебя святое наречется Сын Божий” 9. Итак, рождается Бог и небесное Слово от непорочной и чистой Девы, облекшись телом, как бы ризою, для устроения и спасения мира, ибо никто не мог воочию увидеть Бога, ибо Бог есть огнь поядаюший 10, и никто из людей, узрев лицо Божие, не будет жив 11. Итак, ради сего устроения рождается Христос во плоти, как младенец питается молоком, будучи совершенным по божеству, становится отроком и юношей, более тридцати лет живет с людьми как человек, обходя города, страны и деревни вселенной, благодетельствуя всем обладаемым дьяволом 12. Затем Он пригвождается на крестном древе ради спасения мира, погибшего вследствие захвата и обмана дьявола, умирает плотью и, сойдя со святою душою Своею в ад, сокрушил медные врата, сломил железные вереи 13 и, войдя в мрачные хранилища ада, по человеколюбию Своему избавил всех узников и возвел их из твердыни и заточения дьявольских 14. Так и воскреснув тридневным из мертвых, Он является воочию ученикам Своим и апостолам и многим другим, воистину уверовавшим в Него. В течение сорока дней Он ел и пил с апостолами, затем вознесся на небеса и воссел одесную Отца с плотию, с которой соединился Бог–Слово. Видя Его, скорбит дьявол, ибо Христос стер его под ноги христиан, через имя Его святое входящих в царство небесное, которому ты чужд, ибо ты имеешь наследием и уделом вечную геенну огненную, будучи сонаследником отца твоего дьявола”. [121]