Жития византийских святых

РАСКАЯНИЕ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ

Текст пер. по изд.: H. Usener. Legenden der heiligen Pelagia. Bonn, 1879.

(2-я четв. V в.)

(Текст переведен по изданию: H. Usener. Legenden der heiligen Pelagia. Bonn, 1879)

Свершившееся в наши дни чудо я, грешный Иаков, положил себе записать для вас, духовные братья, чтобы, услышав о нем, вы обрели великую пользу для души и прославили человеколюбца Бога, не хотящего ничьей смерти, [35] но спасения всех грешников.

Святейший епископ антиохийский созвал по какой-то надобности окрестных епископов. И прибыли они числом восемь; был среди них и Божий святой Нонн, надо мной епископ, пречудный муж и подвижник, монах Тавенниского монастыря. [36] [60] Безупречной своей жизнью и достохвальными деяниями удостоился он столь высокого сана. И вот, когда мы прибыли в Антиохию, епископ велел нам остановиться в пристройке церкви святого Юлиана. [37]Войдя, мы расположились там с остальными епископами.

В один из тех дней епископы, сидя все вместе в преддверье церкви, стали просить владыку Нонна наставить их своим словом. В то время как Святой Дух говорил его устами во благо и спасение всех слушающих, вот проезжает мимо первая из антиохийских танцовщиц. Она сидела на иноходце, красуясь пышным своим нарядом, так что всюду сверкало на ней только золото, жемчуга и драгоценные каменья, а нагота ног была украшена перлами. Пышная толпа слуг и служанок в дорогих одеждах и золотых ожерельях сопровождала ее; одни бежали впереди, другие шли следом. Особенно суетный люд не мог досыта налюбоваться ее нарядом и украшениями. Миновав нас, она наполнила воздух благовонием мускуса и мирры. Когда сонм святых епископов увидел, что женщина едет с открытым лицом столь бесстыдно, что покрывало у нее наброшено на плечи, а не на голову, все они отвратили от нее взор, как от великой скверны. А Божий святой Нонн не сводил с женщины мысленных своих очей и, после того как она удалилась, повернулся и следил за ней. И, склонив лицо свое к коленам, всю грудь омочил слезами, и, громко застонав, говорит сидящим рядом епископам: “Вас не услаждает ее красота?”. Они хранили молчание и не ответили. И снова, склонив лицо свое к коленам, Нонн громко застенал, и, бия себя в грудь, [61] всю свою власяницу омочил слезами. Потом поднял голову и говорит епископам: “Подлинно не услаждает? А я весьма сильно услажден и возлюбил красоту ее, потому что Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас [38] и епископство наше. Как вы думаете, возлюбленные, сколько времени она мылась в спальне, наряжалась, прихорашивалась и с какой любовью к красоте гляделась в зеркало, чтобы достигнуть своей цели и явиться возлюбленным красивой? И это она делала, чтобы понравиться людям, которые сегодня живы, а завтра уж нет. А мы, имеющие в Небесах брачный чертог, вечный и не преходящий во веки, имеющие Жениха бессмертного, бессмертие дарующего украшенным Его заповедями, имеющие богатое Небесное приданое, которого нельзя себе и представить, "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его", [39] да что говорить? Разве в уповании вечно созерцать божественный лик и неизреченную красоту мы не наряжаемся, не смываем грязь с нашей жалкой души, а оставляем ее в небрежении?”.

Сказав это, он пригласил меня, и мы взошли в келию. Нонн бросился на пол и стал биться лбом оземь, плача и говоря: “Боже, смилуйся надо мной, грешным и недостойным, за то, что в один день красота блудницы победила красоту всех лет жизни моей. С каким лицом предстану я пред Тобой, Боже? Какими словами оправдаюсь перед Тобой? Что скажу Тебе, видящему мое сокровенное? Пусть я, грешный, приму кару за то, что преступаю порог Твоего храма, не принося Тебе красоты [62] душевной, которую Ты требуешь от меня, и предстою Твоей страшной трапезе, не украсившись по воле Твоей. Боже, изведший ничтожество мое из небытия в бытие и удостоивший меня, недостойного, служить Тебе, не отринь меня от Своего Небесного престола, и прелесть блудницы да не свидетельствует против меня в день Страшного суда. Ведь та обещала быть угодной людям и сдержала слово, я же обещал быть угодным Тебе, милосердному Богу, и обманул Тебя. Потому она перед своими возлюбленными в пышном уборе, а я наг на земле и на Небесах. Нет у меня впредь надежды на спасение в награду за дела свои, но душа моя всецело во власти Твоего милосердия, и уповаю спастись по многому Твоему благоутробию”.

В таких его стенаниях и горестных воплях закончили мы тот день, а это была суббота. Наутро по исполнении нами ночных молитв епископ говорит мне: “Брат диакон, мне было видение, и я весьма страшусь, ибо не могу его истолковать. Но Бог совершит угодное Ему и спасительное для нас”. Потом говорит мне: “Я видел во сне, что стою вблизи престола и черная, запятнанная грязью голубка, залетев в церковь, вьется вокруг меня, и я не в силах был вынести злосмрадия грязи ее. Она все время вилась вокруг меня, пока не кончились молитвы оглашенных, а когда диакон возгласил: "Оглашенные,[40] изыдите", тотчас исчезла. После литургии верных и евхаристии [41] служба окончилась. Когда я ступил к порогу Божьего дома, снова залетает эта же самая голубка, запятнанная грязью, и вьется надо мной. Протянув руку, я схватил ее и бросил в купель во дворе церкви. И она оставила [63] в воде всю грязь свою и вышла сверкающей, словно снег, и, взлетев, стала подниматься ввысь, пока не скрылась от очей моих”.

Сказав это, он позвал меня с собой, и мы направились в великую церковь [42] вместе с остальными епископами и приветствовали епископа этого города. Когда священству пришло время взойти в церковь, упомянутый антиохийский епископ пригласил собравшихся епископов взойти вместе с ним. Взошедши, они сели на свои места в алтаре. После чтения святого евангелия епископ города посылает владыке моему Нонну святое евангелие, поручая ему сказать проповедь. А он, хотя отверз уста, не сам говорил, но благодать Божья, пребывавшая в нем. Проповедовал он просто и без словесных прикрас, ибо не был причастен человеческой мудрости, но, исполненный Святого Духа, поучал народ, говоря ясно о грядущем Суде и благой надежде, которая есть у верных. И весь народ так сокрушался из-за слов, которые через него говорил Дух Святой, что пол в церкви оросился слезами.

По устроению человеколюбца Бога приходит в этот храм и та, прославленная своими пороками женщина, о которой у нас речь. Дивно и удивительно, что, будучи оглашенной, никогда не задумываясь о своих грехах и никогда прежде не заглядывая в церковь, она теперь слушала проповедь святого и так исполнилась страха Божия, что, отчаявшись в себе, плакала, и реке ее слез не было преграды. Она приказывает двоим из своих слуг, говоря: “Останьтесь здесь, и пойдите за этим святым епископом, и узнайте, где он живет”. И [64] слуги сделали, как им было велено, и, пойдя вслед за нами, остановились подле церкви. Вернувшись, они сказали своей госпоже: “Они живут в пристройке храма святого Юлиана”.

Тотчас она посылает со своими слугами таблички [43]такого содержания: “Святому ученику Христову грешная выученица диавола. Выслушала я проповедь о Боге, которого ты чтишь, и узнала, что Он преклонил Небеса и нисшел на землю не ради праведных, [44] но чтобы спасти грешных, и, будучи столь славным и великим, возлег с мытарями и грешниками, что Он, на кого не дерзают взглянуть херувимы и серафимы, пребывал среди людей. И теперь, владыка, при твоей великой святости (ибо хотя телесными очами ты и не зрел вожделенного Иисуса, но знаешь, что у колодца Он разговаривал с самаритянской блудницей [45]: ведь я слышала, как ты говорил это о твоем Боге), если ты ученик такого Бога, не погнушайся мною, ищущей спастись через тебя и предстать перед твоим святым ликом”.

Тогда епископ пишет в ответ на это так: “Кто ты и какова цель твоя, ведомо Богу. Только говорю тебе, не вознамерься искушать ничтожество мое. Ведь я — грешный человек. Но если подлинно имеешь благочестивое стремление, знай — со мной пребывает еще семеро епископов. Придя, в их присутствии встретишься со мной, а наедине не можешь встречаться”.

Прочитав это, она сейчас же с радостью поднялась и, добежав до храма святого Юлиана, сообщает нам, что она пришла. А епископ Нонн, до того как этой женщине прийти, созвал [65] епископов и только потом позволил войти ей. Она же, войдя туда, где они собрались, бросилась рыдая на пол и обняла стопы святейшего епископа Нонна, так что от ее обильных слез оросились стопы святого, а она вытерла их своими волосами и, собрав прах с земли, посыпала себе голову. С криком, идущим из самого ее сердца, женщина воскликнула, обращаясь к святому: "Молю тебя, владыка, сжалься надо мной, грешной. Подражай наставнику твоему Иисусу Христу и излей на меня доброту свою. Удостой сделать меня, недостойную, христианкой. Ведь я — море прегрешений, [46] владыка, бездна беззакония. Заклинаю тебя, ученика истинного Бога, не погнушайся мной, запятнанной грязью, но очисть меня в купели очищения”. [47]