Жития византийских святых

И вот, когда вера в великого слугу Божиего крепла в сердце юноши и он неутешно плакал, поздним вечером, возвращаясь к себе спать и входя в дверь, ведущую со двора в дом, услышал, как кто-то снаружи зовет его по имени, и спросил: “Кто ты, господин?”. Тот назвался его знакомым и сказал, что хочет с ним побеседовать. Юноша без колебаний, но очень удивленный, как, стоя на улице, пришедший мог его увидеть через стену, [394] немного приоткрывает ворота и видит какого-то всадника, молодого годами и прекрасного лицом. Юноша приветствовал его и стал внимательно в него вглядываться, чтобы убедиться, знает ли он своего гостя. А тот, словно желая обнять юношу, наклонился и, подняв его с земли, перебросил через шею коня. Затем пустил коня вскачь и помчался вперед. Вскоре он снял юношу с коня и на руках внес в какой-то дом, затем обнял его и исчез. Юноша не понимал, что случилось, и от изумления так обессилел, что заснул, не зная ни того, что с ним произошло, ни страны и дома, куда попал.

На рассвете, когда кто-то вошел туда со светильником, юноша пришел в себя и встал ему навстречу. Едва вошедший увидел человека в платье, какое носят агаряне, как он испугался и, приняв юношу за вора, со страху стал кричать; юноша, увидев вошедшего христианина, одетого как клирик, в свою очередь закричал от удивления. Сбежавшиеся люди схватили юношу и стали его спрашивать, кто он и откуда и как при закрытых дверях сюда вошел. Объятый ужасом, юноша рассказал им все по порядку, а они прослезились, слыша это, и вспомнили его приметы: ведь это по большей части оказались люди, которые вместе с ним были при храме святого. А когда подлинно узнали юношу и громко восславили Бога, который через святого Своего мученика творит столь дивные чудеса, сказали: “Ты в храме святого мученика Георгия, из которого был уведен в плен”. Юноша пришел в себя и, уверовав, что приключившееся ему не сон, вместе со всеми ними воздавал слезную хвалу Господу. Потом он постоянно рассказывал о чудесах величайшего мученика.

[395]

5.

Другое чудо

Послушайте, братья мои, о другом удивительном чуде, которое явил великомученик Георгий в Каппадокии [483] во времена наших отцов при благочестивейшем нашем императоре Феодосии, [484] в предшествующее поколение.

Был в Каппадокии человек по имени Феопист. Жену его звали Евсевия, и она подлинно была благочестива. [485] Она жила в браке с ним семь лет, но детей у них не было.

Однажды Феопист пошел в поле пахать. Когда он работал вместе с рабами, случилось ему отпустить волов своих попастись, а люди легли на землю и заснули. Животные пощипали травы, отошли куда-то и пропали с глаз. Феопист проснулся и говорит своему рабу: “Куда девались наши волы?”. Раб говорит: “Жив наш Бог, не знаю, ведь я тоже спал”. А Феопист поднялся и напрасно проискал их до самого вечера. Вернувшись в дом свой, он говорит жене: “Мы потеряли своих волов”. Она говорит: “Как?”. Он говорит: “Мы отпустили их пастись, а сами легли и заснули; когда проснулись, волов не было”. Жена говорит: “Ты плохо искал”. Он сказал: “Право, жена, мы обыскали все кругом, но не могли их найти”. Она подняла глаза к небу и говорит: “Возблагодарим святого и милосердного Бога”. Назавтра Феопист говорит своему рабу: “Возьми других наших волов и иди пахать. Но хорошенько смотри за ними, а я стану искать пропавших волов”. Он пошел и, [396] напрасно проискав волов своих целую седмицу, вернулся в дом свой. Пришедшие соседи стали смеяться, говоря ему: “Какой из тебя хозяин, когда ты потерял своих волов”. Он же улыбался. Соседи говорят ему: “Призывал ты каких-нибудь святых, чтобы они смилостивились и помогли тебе найти волов?”. Он сказал: “Всех призывал, но ничего не нашел”. Один юноша сосед говорит ему: “Помолись святому Георгию Каппадокийцу — он скор на помощь и за малый сосуд елея вызволил одного человека из Сирии. [486]Так и ты, может быть, найдешь волов своих”. Феопист говорит: “Жив мой Бог, если найду своих волов, зарежу одного и позову Георгия. Но он, разумеется, не придет, потому что уже умер и не может угощаться”.

Но человеколюбивый и милосердный Бог хотел, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, [487] желал открыть чудеса святого своего и обратить зломысленных еретиков, не верящих в воскресение, а также показать явление Георгия. И вот в ту ночь во сне Феописту предстает святой и говорит ему: “Феопист”. Тот сказал: “Вот я, господин”. [488] Святой говорит: “Ступай на дорогу и найдешь волов своих, но скорее исполни свое обещание, и позови меня, и я приду”. Пробудившись, Феопист говорит жене своей: “Мне приснилось то-то и то-то”. Она сказала: “Ступай и погляди, сбудется ли откровение святого”. Он пошел и увидел волов своих пасущимися при дороге. В великой радости, возблагодарив святого, Феопист пригнал волов в дом свой. И жена говорит ему, чтобы его испытать: “Может, ты не искал на той дороге?”. Он же сказал: “Право, я обошел все, но ничего не находил. [397] Ведь дорога эта длинная — не один стадий [489] хода”. Жена говорит ему: “Возблагодарим Бога и святого великомученика Георгия, и скорее исполни свое обещание”. Феопист сказал: “Давай заколем козленка, чтобы почтить память святого”, и они сделали так, думая, что святой этим удовольствуется.

Когда настала ночь, святой является Феописту во сне и говорит ему: “Феопист”. Тот сказал: “Что, господин мой?”. Святой говорит: “Ты собирался пригласить меня на этого козленка? Уверен ли ты, что мне довольно козленка? Быстро исполни, что пообещал, и зарежь быка, и я приду. А не сделаешь, пожалеешь”. Феопист проснулся и, опечалившись, говорит жене своей: “Я видел во сне то-то и то-то. Давай заколем овцу с ягненком, и святой примет этот дар”. Они сделали так и свершили память святого. И снова той ночью святой является Феописту во сне и говорит: “Феопист”. Тот сказал: “Вот я, господин”. Святой говорит: “Ты имел намерение пригласить меня на овцу и ягненка? Не знаешь разве, что я комит [490] и у меня большая свита? Не сам ли ты сказал: „Зарежу вола и позову святого". Недавно из сострадания к тебе я требовал одного вола, но ты вывел меня из терпения. Если теперь не зарежешь четырех волов, всех своих овец и свиней, я не приду к тебе пировать, но попрошу Господа дать мне сжечь тебя и дом твой”.

Феопист проснулся и в великом страхе закричал громким голосом: “Увы, что мне делать? Кто предстает мне во сне? Не пустой ли призрак это меня морочит, чтобы я разом лишился своего добра и вместе с женой впал в нищету? Святой не говорит так: „Зарежь весь свой скот, а я приду к тебе [398]пировать". И разве умерший может пировать? Нет, не сделаю так, чтобы лишиться всего своего достояния. Право, лучше б мне было вовсе не найти волов”. А жена его Евсевия увещевает мужа разумными словами, говоря: “Да простит тебе Бог, что святого ты принял за призрак. Ты боишься, что святой придет, а быть может, он собирается сделать нас богатыми, как сделал многих других”. [491] Феопист повеселел сердцем. И снова его жена Евсевия говорит: “Господин мой, может статься, мы лишимся своего скота, настанет лихая година, и наши двадцать овец и десять свиней пропадут, может, они уже пропали, так как святой попустит это”. Феопист лишился покоя и с горя перестал пить и есть.

А святой в ту ночь предстал ему на белом коне и с честным крестом, говоря: “Человече, ты одержим демонами, если считаешь меня призраком”. Указуя Феописту на честной крест, он говорит ему: “Клянусь силой Христовой, если ты не выполнишь мое желание, я нашлю огнь небесный и сожгу тебя и дом твой”. Святой увещевал Феописта, и грозил ему страшными карами, и говорил: “Пригласи многих богатых и бедных, чтобы прислуживали за столом”. Феопист проснулся и в сильном страхе закричал: “Я сделаю, что ты велишь, господин мой, и не только зарежу свою скотину, но отдам тебе и себя, и все мое достояние”.

Он приказал надежнейшим рабам своим, говоря им: “Зарежьте всю мою скотину. Я видел во сне то-то и то-то”. Они же говорили про себя: “Не лишился ли он рассудка, что хочет расточить все свое достояние”. Когда были зарезаны все овцы, свиньи и упряжные волы, слуги приготовили [399] достаточно кушаний и вина для пира. А Феопист созвал нищих, множество односельчан и иереев, с вечера и до утра распевавших каноны [492] святого. Служители большинства храмов святого Георгия тоже пришли на пир. Сотворив молитву, они сели, ожидая явления святого.