The Life of Andrew the Fool-for-God

Епифаний промолвил:"Что сказал пророк:"День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание"?"Блаженный ответил:"Подойди ближе к Иордану, и найдешь искомое. Ведь Отец — это день, или свет, и крещеный Сын — это день, или свет, а слово, которое в середине, — это Дух Святой, потому что в образе голубя он туда спустился; ведь апостол Павел говорит о Духе:"И меч духовный, который есть Слово Божие"; а Предтеча — ночь по отношению к божественности, иудеи, в свою очередь, — более слабая ночь в отношении Предтечи; а знанием является вера в Отца, и Сына, и Святого Духа, провозглашенная Иоанном иудеям".

Епифаний говорит:"Вода, изливающаяся из дождевых туч зимой, с неба проистекает или из другого места в облаках собирается?"Святой ответил:""Я полагаю радугу мою, — говорит Бог, — в облаках": эта радуга, таким образом, по повелению Бога, собирает морские воды, будто мех, и кладет в полости облаков. И когда Бог подаст знак отдать их земле, вырывается ветер с громким ревом из чрева радуги; а ветер тот гремящий и будоражащий и лишь просверлит тучи внутри, создавая полость для воды, изливает ее по ширине облака, получившего, как я говорил, это отверстие. Поэтому тучи увеличиваются, чтобы быть готовыми принять воды. И вот когда придет первый грозовой ветер, уплотнит тучи и наполнит их влагой, тогда, в свой черед, поднимается другой ветер, пропитанный водою и тоже грозовой, и наполняет облака водой, насыщая их, как губки. А после этого открывается другое хранилище из содержащих воду и вырывается ветер, находящийся в нем, вместе с громом, прокладывая подступающей воде путь к облакам. Таким образом, всякий раз как открывается хранилище вод, слышны и раскаты грома, ибо гром предшествует воде. Однако часто идет дождь без грома: но эти стихии не проистекают сами по себе, а Господь Бог приказывает, чтобы его ангелы направляли их, как и все небесные стихии".

Молвил Епифаний:"Из‑за чего Христос назвал Иоанна Богослова Сыном Грома?"Святой ответил:"Я думаю, из‑за того, что он черпал заповедные воды Евангелия из бессмертного источника. Ведь Господь — тайный гром, ибо он поднялся в духе на небеса, как апостол (а апостолы — небеса духовные), и прогремел через них Евангелием всему Творению. Итак, Господь — гром, сын же грома — Богослов, ибо страшнее его никто другой не мог греметь, он есть сын Бога благодаря исключительной милости, как никто другой. Гром, стало быть, есть Дух Святой, Иоанн же — сын Святого Духа, как и Господь говорил святейшей Богоматери, когда Он висел на кресте:"Жено, се сын Твой". И снова взошел на небеса Господь после воскресения из мертвых и воссел одесную Отца своего, и тогда загрохотал Он сильным громом с помощью Святого Духа, ниспослав Его в образе огненных языков на апостолов. Главою евангелистов является Богослов, и Белым Конем прозывается, и Сыном Грома".

Епифаний сказал:"Откуда выходит молния и какова ее сущность?" Святой ответил:"Сифоны собирают морские, речные и озерные воды и, наполнившись ими, поднимаются вверх и опорожняются в бездны хранилищ, и, когда наполняют их все, то расходятся, так как остаются частично твердыми по своей структуре. Итак, молния является защитой тех хранилищ и удерживает в себе всю воду, и пожирает всю ее соль и грязь, если, конечно, она из моря; и спускается ангел Господень, и древом драгоценного Креста явно подслащивает те воды. Впрочем, молния предшествует грому, завершает натиском свой путь в облаках и очищает, и приготавливает их, и, если окажется промежуток в облаках, выстраивает их по прямой. Чаще всего она изливается в воздух, сверкая и вспыхивая у земли, и часто, если велик ее натиск, она появляется, сверкает и достает даже до земли, и все, чего коснется, пожирает и сжигает. Ведь силой воспламенения она обладает, превосходящей земной огонь, а может быть, говорю, и негасимый огонь Наказания. Что касается того, что Бог произвел эту молнию ради дождя, то это не мое мнение, ибо пророк говорит о ней:"Молнии Бог сотворил для дождя", — а другой пророк говорит:"Направляющий воды при помощи молний и ливнями выплескивающий в глотки облаков дождевую воду". А сущность молнии происходит из небесного огня: подобно тому как солнце производит свое сияние через собственные лучи, так и молния является отблеском вечного огня, то есть находящегося над твердью. Представь же тот небесный огонь, который Илия молитвой низвел на дрова, и на всесожжение, и на жрецов стыда, и на пророков Иезавели: молния стала материальным и овеществленным отблеском этого огня".

Епифаний спросил:"Правы ли говорящие, что это пророк Илия громыхает в повозке и сверкает молниями в облаках и что он преследует дракона?"Отвечает святой:"Нет, дитя, совершенно не так! Крайне неразумно даже ушами воспринимать это; ведь только люди, поврежденные умом, из собственных измышлений написали такое, как"Христос, слепив из глины воробьев перед иудеями, дунул на них и бросил в воздух, и они полетели"и еще:"Снег стал мукою"; ведь как это ложь, так и то ложь. О, сколько чудовищного проповедовали еретики, искажая учение — знай это! И нужно, чтобы каждый христианин отвергал такое. Илия, следовательно, не пребывает на небе, вовсе нет, да и на колеснице не восседает, но, что касается дождей, то он имеет милость упросить Бога, чтобы в засушливое время Он дал земле дождь, поскольку никто не восходил на небо, но только Сын Человеческий, сущий на небесах. А он живет во плоти и находится на земле, живет и Енох и ходит среди многих, и нет никого, кто бы знал его, живет также и Иоанн Богослов и существует в мире, как жемчужина в грязи, отпущенный жить во плоти на земле пред ликом Иисуса Христа, дабы заглаживать наши грехи и отвращать праведный гнев Его, направленный на нас, когда умножатся заблуждения наши до того, чтобы истребить нас за грехи наши. Так, многие праведники видели его,[21] но не открыли его из‑за маловерия и суетливости порочного человеческого разума. Итак, эти трое будут жить до конца и, сразившись с Антихристом, победят его, и, таким образом, будут увенчаны венком мученичества от Христа–Бога. Вот как обстоит дело с этим. А что до того, что молния испепеляет дракона, я не сомневаюсь, ибо это истинно; однако это не святой Илия посылает молнии, а ангел Господень, навечно для этого назначенный. Дракон же вот откуда берется: демон смотрит на змей и проникает в того змея, который понравится, и он срастается с ним и становится его компаньоном и товарищем в злодеяниях, и по прошествии времени демон превращает змея в огромный, страшный, наглый и очень злой фантом; и он вовсе не отделяется от него, но пребывает в нем, нанося большой вред. Таким способом змей превращается в дракона, зверя жестокого и гибельного, не только потому, что он существует как единое зло, но и потому, что проникает также и в дьявола, и зло становится двойным, согласно сказавшему:"Обрел сатана дьявола". И вот когда замыслит дьявол, находящийся в змее, выйти из своего логова и учинить кому‑нибудь вред или несправедливость, посмотрит Бог сверху и, не желая, чтобы свершилось зло, кивнет ангелу молнии, и тотчас тот начинает греметь на дракона и посылает поток молний, и испепеляет его. Дьявол же, заключенный в змее, защищая его, поднимается в воздух и убегает в ужасном страхе и трепете, вызванном молнией. Убегая же, он стремится повиснуть на человеке, с тем чтобы самому спастись, когда Бог пощадит человека. Но Бог, ведающий скрытое, узнав цель глупца, дает знак ангелу молнии и говорит:"Уничтожь друга с врагом", это означает, что"даже если он найдет убежище в святом, сожги его вместе с ним, а Я удостою раба своего большего утешения". Впрочем, где бы он ни настиг его, даже если тот найдет убежище на дереве, в поле, в доме, на корабле или в человеке, там он его и поражает, испепеляет и уничтожает его природу. Сатану же он ввергает в нерасторжимые оковы, сжигая молнией, вплоть до самого полного воздаяния".

Говорит Епифаний:"Отчего становится белым снег, падающий с неба, и как он затвердевает, обращаясь в снег?"Святой ответил:"Совершенно ясно, что, пока вода находится в облаках, по приказанию Бога, выходит из тверди дух, белый, как шерсть, и падает он на облака, еще наполненные водой, и делает воду белой сверх меры таким же образом, каким роса отбеливает воск. А вода, слишком белая и сладкая, спускаясь через воздух, затвердевает в снег под воздействием холодного воздуха. Но с той высоты она нисходит, будучи не такой тонкой, как когда достигает земли, но толще. Однако, нисходя, она разъединяется и разделяется на множество кусочков. Посмотри же на потрясающую силу Бога: когда Ему хочется, Он делает так, что на землю идет дождь, словно круглое зерно, который мы обычно называем градом, а в другой раз делает его мягким по природе, обращая в снег, будто в шерсть, и в таком виде снег переносится на землю; а иной раз прикажет, и превращается вода в лед, а лед в воду: дивен, в самом деле, Господь в этом".

Епифаний промолвил:"Как объяснить:"ибо чаша в руке Господа, полная питья — вина несмешанного, и Он наклонял ее из одной стороны в другую, но осадок его не был полностью вылит, и будут пить все грешники земли"?"Святой ответил:"Господь наш изрек:"Кто жаждет, иди ко мне и пей". Мысль же сея духовна: ведь чаша — это Господь Иисус, совершенный Человек, вино несмешанное — Слово Божественности; Богом ведь и Человеком был одновременно Господь Иисус, чаша — человечность Его, вино несмешанное и истинное — божественность Его. Но без сосуда вино не держится; так и без плоти мудрость Бога была невидимой и не допускала общения с людьми. И вот, в руке Отца — Сын Человеческий, ибо Сам изрек:"Отче, в руки Твои предаю дух Мой". Теперь по поводу"полная питья": вся Его божественность — сладкое питье, услаждающее сердца наши, — тех, кто верит в Него, а"полная божественности несмешанной", то есть истинной, — это человечность Его. По поводу"наклонял из стороны в сторону": Он пришел, воплотившись, в народ иудейский, дабы через вочеловечивание дать им познать заключенную внутрь несмешанную божественность; но они не поверили. Он сотворил знаки и чудеса пред ними — они подумали, что Он сделал это при помощи магии. Но Отец, державший в руке Своей чашу, увидав, что не верят они единородному Его Сыну и что они убили Его, отнял благодать свою у народа иудейского. Все отнял Он у иудеев и передал римлянам, только осадок не был вылит полностью. Он повернул свою Благую Весть от иудеев к народам, хранимым Богом. Затем Он также излил на нас, апостолов, и Всесвятой Дух, и всякую благодать, и знание боговдохновенного Писания, только осадок его не был полностью вылит. И как осадок вина в бочке не выливается"так буква закона бездейственна и бесполезна, ибо надежда иудеев — осадок: ведь все еще рассеянные по всей земле, они пьют свое заблуждение в осадке, ожидая Антихриста".

Епифаний говорит:"Скажи мне, прошу, какое верное объяснение имеет следующее:"Я был рожден как скот перед Тобой, но Я всегда с Тобой!"?"Блаженный ответил:"От лица Христа говорит это пророк, потому что человеком стало бывшее с Отцом невидимое Слово и Бог — человек же называется разумным Божьим животным. И вот, поскольку Сын Божий стал Человеком, Он говорит Отцу:"Хотя Я и родился человеком от Тебя в эти последние дни, но благодаря Своей божественности Я всегда с Тобой"".

Епифаний спросил:"Что за объяснение имеет реченное Господом:"Не говорите пустого в молитвах""Блаженный говорит:"Пустословие — это когда ты, став для молитвы, не говоришь:"Господи, я согрешил, прости меня и помилуй меня"и тому подобное, но вместо этого говоришь Богу:"Господи, позаботься о моей еде, питье и достатке, дабы радовался я в этом мире, телесно наслаждаясь плотскими радостями" — это и есть пустословие и тому подобное. Бог же не любит, чтобы мы так молились, но чтобы искали прежде"Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"".

Епифаний говорит:"Что особенного имеют в своей природе демоны по сравнению с ангелами Божьими?"Святой ответил:"Какова сущность ангелов Божьих, такова и демонов: но лишь одно отделяет их друг от друга — что ангелы Божий непорочны и чисты, едва ли даже не безгрешны, а демоны бесполезны, черны, мрачны, грешны и прокляты. Ангелы сияют, а демоны источают мрак. Те — свет, эти — тьма. Чем отличается грешник от праведника, тем и демон от ангела".

Епифаний спросил:"Души праведников, где они сейчас?"Ответил святой:"Души праведников находятся в раю и созерцают те блага, которые им предстоит унаследовать после вызывающего трепет воскресения тел. Если же не восстанут драгоценные их тела, души сами по себе не смогут наслаждаться тем, что уготовано там для них".

Епифаний промолвил:"Какое объяснение имеет следующее:"Господь сотворил Меня началом путей Своих для деяний Своих"? Ведь из‑за этого изречения погиб Арий, ибо полагал, что Сын Божий есть творение". Святой ответил:"Человечность Сына Божьего говорит об этом через Соломонову мудрость. Предвечного Отца и Бога называет Он Господом, и"начало путей"говорит о Самом Себе, и это несомненно. Ибо Господь, говорит Он, сделал Меня Человеком в конце времен, назначил началом новых путей новой благодати и законодателем. А ведь сам Христос является началом спасения, началом милосердия, началом любви, началом знамений новой благодати, началом наставлений, законов, кротости, смирения и мира. Сам Господь, будучи и Богом и Человеком, является началом воздерженности, всякой добродетели и благочестия; а всякая добродетель, которая ведет в рай, называется"путем"в Божественном Писании. Таким образом, Христос в своей человечности является началом всякого духовного пути, и повсюду Он называется также главой Церкви, поскольку первым указал все пути, ведущие в рай, как приносящий радость и наилучший законодатель. Вот что значит"Господь сотворил Меня началом путей Своих". Внемли же тому, что означает"до века Он положил Меня в основание". Здесь Он намекнул, что подразумевает свое вневременное порождение и что оно было сотворено прежде всех веков. Основанием Он считает Слово Отца: сначала был рожден от Отца единородный Сын Его и Слово Божие и был положен как основание, а вслед за основанием был сотворен век. Совершенно ясно, таким образом, что Слово Божие соединяет века: ведь если бы Оно не было поставлено основанием, все творения нигде не имели бы связи. Говорит же апостол Павел, что в Нем и для Него было создано все, и через Него:"в Нем"говорит о Нем как об основании,"через Него"означает, что, будучи Словом Отца, от самого Отца происходил Он неизменно и завершал дело Творения, так что был и основанием и творящим в Себе все, потому что Он есть соединение видимого и невидимого. Вот почему Он говорит"До века Он положил Меня в основание". И апостол говорит:"Но каждый смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос"". Епифаний говорит:"Как Арий и это исказил?"Святой ответил:"Это несчастный, услыхав:"Господь сотворил Меня", не понял, что о; говорит о человечности Сына Божьего, возомнил, будто о божественности Его сие было сказано. И я думаю, охваченный демоническим безумием, он впал в помешательство, ибо не понимал, что Христос одновременно является Богом и человеком, но заявив, что Он однороден, и выдумав ужасное, он свел к творению и созиданию божественность".

Епифаний спросил:"О чем говорит:"Боже, именем Твоим спаси; меня и силою Твоею суди меня?"". Блаженный ответил:"Речение это — общее для всего человечества, но скорее, это обращение Церкви к Богу. Ведь она кричит Всевышнему такими словами:"Боже, я имею тяжбу с дьяволом и идолами его, ибо он терзает меня, тиранит своим лукавством. Но приди воплотившись, назовись Иисусом Христом, и я поверю имени Твоему! Именем Твоим спаси меня; исполни весь свой план, прими смерть за меня, восстань, будь вознесен, воссядь одесную Отца; пошли мне Утешителя через апостоле! своих и, завершив суд мой, низвергни идолов; разрушь алтари, прекрати постыдные жертвоприношения, верни мне небесные обычаи силою Твоею суди меня. Присуди мне блага и чтобы по решению Твоему познавала я Тебя и соблюдала заповеди Твои, и охраняла живительные предписания Твои". Итак, имя — Иисус Христос, сила — Дух Святой, и Церковь просит у Отца, говоря:"Боже, Христом Иисусом спаси меня и через Святой Дух свой одари меня проницательностью". Ведь проницательность указывает человеку всякий благой путь и не позволяет, чтобы он поскользнулся на дурном пути. Поэтому и стоит она во главе всех добродетелей: от нее ведь рождается любовь, а из любви — милосердие, так что проницательность рождает всякое благодеяние, изливая как свой первый плод доброе дело, затем невинность, мир и кротость. Ведь проницательность — это разум Святого Духа, и когда он помещен в человеческий ум, дабы остаться в нем, он создает более приятное расположение ума с помощью духовных ощущений. Что еще? Проницательность взвешивает любую мысль и берет из нее, что есть здравого, и отдает разуму для сохранения и выполнения, а что есть испорченного, изгоняет из ума и, наподобие пращи, далеко отбрасывает".

Епифаний спросил:"Почему святой Павел говорит, что"всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела"". Святой ответил:"Всякий грех есть грех души, а блуд — грех тела, ибо женщина была создана из ребра Адамова, так что двое есть одно тело. Ведь всякий грех есть вне тела, то есть, не в теле творится или совершается, но в душе, в уме и в духе, как я уже сказал. И ведь не от тела получает наслаждение лжец или клятвопреступник, или клеветник, или творящий какое‑либо другое беззаконие, но только распутник совершает грех в собственном теле. Как свинья, когда она вываляется в грязи, оскверняет не то, что у нее внутри, но делает отвратительной и вонючей всю свою шкуру, так и развратник, предаваясь сладострастию и распутству и делая отвратительными тело свое и душу, ходит, являя собой посмешище для невидимых врагов и демонов. Итак, против собственного тела грешит он, оскверняя его — и не только его, на самом деле, но и тело женщины, которое обнимает, ибо муж, имеющий жену, и жена, имеющая законного мужа, не владеют собственными телами, потому что мужу принадлежит тело его жены и жене принадлежит тело ее мужа, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, если жена распутствует, против тела мужа своего грешит, если же муж согрешит, то согрешит против собственного тела жены. Таким образом, против собственных тел грешат, когда не своих любят, а чужих, поскольку собственное ложе оскверняют. И поэтому всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела; а когда не имеющий жены распутничает, словно свинья, валяющаяся в грязи, тело его становится отвратительным и вонючим, а душа — черной, как душа Демона. Любой грех страшно омрачает душу, блуд же делает тело зловонным и позорным".