The Life of Andrew the Fool-for-God

Епифаний говорит:"Кого Евангелие называет мамоной?"А тот отвечает:"Мамона есть мытарь, грабитель, корыстолюбец, беззаконно пожирающий дома вдов и сирот, притесняющий и угнетающий их. И мамоной называется демон корыстолюбия, в ведении которого находится эта страсть".

Епифаний спрашивает:"Что означает сказанное:"Сыновья Твои, как масличные деревца вкруг стола Твоего"?"Блаженный ответил:"Взгляни, о возлюбленный друг мой, на святые алтари во время приводящей в трепет литургии, и ты увидишь вокруг стола сыновей Божьих, стоящих со светильниками, словно масличные деревца в винограднике: я говорю о новообращенных, которые в час священнодейства, будто прекрасные деревца, пересажены из тьмы на свет. Ведь пророк сказал об этом, подразумевая именно их".

Епифаний спросил:"А какое толкование имеет сказанное Исайей:"Мертвые не увидят жизни, ни врачи больше не встанут"?"Ведь приверженцы еретиков горячо убеждают нас, говоря, что не будет воскресения мертвых". Блаженный отвечает:"Зевс, Аполлон, Гермес и Кронос, Гера и Артемида, и весь список идолов — все они мертвы и слепы. Ведь пророк называет их мертвыми, потому что это камни, золото и серебро, они не жили и не будут жить вовсе, ибо не наделены душой и мертвы. Поэтому и эллины приблизились к ним, заблуждаясь во мнении, будто они были врачевателями, и принося им жертвы. И вот, глядя на это, — я подразумеваю отсутствие души и чувств у идолов, к которым, как к докторам, подходили заблуждающиеся народы, — пророк метафорически сказал о них так:"Мертвые не увидят жизни", то есть боги эллинов, каменные и деревянные, серебряные и золотые, глиняные и медные, будучи мертво, материей,"ни врачи — те же самые статуи, уничтоженные Христом, — больше не встанут"".

Епифаний сказал:"Что означает:"Камень, который отвергли строители, сделался главою угла"?"Святой ответил:"Камень этот есть Христос, отвергнут же был книжниками и старейшинами народа иудейского и стал главою Церкви народов, которая названа углом. Углом же называется, потому что не весь мир поверил во Христа, но только упорный эллинский народ, уподобленный углу, то есть мы христиане".

Епифаний спросил:"Что означает:"Там возращу рог Давиду, поставлю светильник Помазаннику Моему"?"Блаженный отвечает:"Бог возрастил рог Давиду — это совершенно ясно — от Святой Богородицы, а в качестве светильника приготовил Отец милосердия Сыну Христу блаженного Иоанна Предтечу".

Епифаний сказал:"Какое решение имеет следующее:"Свидетельство Господа верно, умудряет младенцев"?"Святой ответил:"Дух Святой является свидетельствующим о Господе Иисусе Христе; ведь сам Господь говорит ученикам своим:"Когда придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который мир не может принять, ибо не видит Его, Он будет свидетельствовать обо Мне''. Ясно, что свидетельство Господа есть Дух Святой. Так же следует понимать таинство у Иордана, ибо там Утешитель свидетельствовал о Сыне, так же как и на Фаворе. Итак, поскольку свидетельство Господа Святым Духом называется, под младенцами следует понимать апостолов, которые до принятия Духа Святого были младенцами умом из‑за того, что были несовершенны. Когда же апостолы сидели в горнице, пришел Утешитель после спасительного вознесения и сделал их, прежде неграмотных и бывших рыбаками, мудрее риторов и всех тех, разумом которых восхищались, ничего от них не взяв в качестве платы, кроме искренней веры и любви. Однако слово это может переноситься и на тех младенцев, которые, встречая Господа с пальмовыми ветвями, восхваляли и прославляли Его, в то время как мудрецы и книжники не догадались сделать эту самую малость, известную младенцам от Святого Духа".

Пока блаженный Андрей беседовал об этом с Епифанием, наступил глубокий вечер, и они расстались. И Епифаний отправился в дом свой, трепеща и дивясь мудрости и знанию, исходившему из уст блаженного, и говорил:"Воистину, никто не может говорить об этом с такой определенностью, если Бог не пребудет с ним", а блаженный Андрей, в свой черед, по обычаю предался своей ночной борьбе, исполняя привычную службу.

Однажды, когда забавлялся он в месте для прогулок, в портике, называемом Мавриановым, случилось так, что, свернув с широкой улицы, оказался он у Каменных Ворот. А был это день, в который отмечалось мученичество во имя Христа великомученика Фирса.[22] Итак, как было сказано, он оказался вблизи Каменных Ворот и видит: вот какой‑то человек возвращается из усыпальницы этого святого[23] и идет к себе домой. И показалось справедливому духовному оку праведника, что был он весь черный и мрачный, и множество демонов, шедших впереди и сзади, распевали какую‑то песню о нем, приплясывая и говоря:"Он‑то теперь наш!"И снова кричали:"Он похож на нас!"Остальные же, отвечая на этот припев, говорили:"Смотрите‑ка, мы выиграли его всего и таким, какой он есть, и нет ни у кого на это возражений, потому что он целиком наш и нашего отца". Такое говорили они о нем и многое другое, что невозможно написать, и, веселясь, тянули его. Они ведь знали, что назавтра выйдет он из своего тела, и поэтому радовались погибели его. А блаженный, остановившись и увидев это, впал в великую печаль, потому что знал, что они раз и навсегда заполучили его, так как с самого своего юного возраста он был развратником, постоянно занимавшимся кровосмесительством и распутством. Он ведь не знал ни церкви, ни причастия, ни молитвы, не верил ни во что духовное, но во все плотское, во все демоническое, ибо все его дела были развратными, ужасными и сатанинскими. Всю свою жизнь он растратил с блудницами, пьяницами и кифаристами, наслаждаясь ими. И вот, когда несчастный направился к своему дому, праведник последовал за ним, желая увидеть, где он живет. Узнав же, на другой день снова пришел к его дому и встал поодаль, желая посмотреть на происходящее с ним. А нашел он его пойманным в западню смерти, лежащим и совершающим какие‑то привычные для него безобразные действия. И было там много его близких, которые пришли, чтобы проведать его, также многие другие стояли и оплакивали его, поскольку он выкрикивал что‑то ужасное и постыдное, причем не сам он творил это, но дьявол, завладевший им. Праведник‑то видел сатану, входившего и выходившего через уста его то в облике мыши, то змеи или ехидны и кричавшего через органы несчастного иногда как кошка, а иногда как собака или свинья. Он сунул руку в свой зад и попробовал свои испражнения — от большого смятения он ведь облегчился, приблизившись к удару смерти. Вот так несчастный, будучи выставленным на посмеяние и явившись позором для всех, пришел к горькому концу. И ведь никогда душа его не отклонялась в сторону, но, шествуя прямо к бездне ада, достигла ее и там была скорейшим образом заключена в вечной тьме.

И вот когда тело его было похоронено и некоторые пришли к его жене ради утешения, они сели и повели речь о его жизни и о том, каким он был тяжелым человеком. И одни говорили о нем, что был болтливым, невоздержным на язык и распутным, а другие — что где бы он ни увидел женщину, будь то девица, или чья‑то любовница, или замужняя, с этого момента она не могла убежать из его рук, до тех пор пока он не удовлетворял свое дьявольское желание. А жена его рассказала о нем следующее:"С тех пор как я вышла за него замуж, он ни в церковь ни разу не заходил, не молился, не осенял лицо свое крестом, не причащался, но на всю ночь уходил в публичные дома. Если же он приходил сюда и если я говорила ему хоть что‑нибудь, он вообще не отнимал палки от моего несчастного тела. Он творил любые издевательства надо мной. Но когда позавчера он почувствовал сердечное сокрушение и пришел ко мне на ложе (ибо душа его смягчилась), я начала увещевать его, как только мы легли, а он мне сказал:"И что ты хочешь, чтобы я сделал? Ответь мне". Я же говорю ему:"Я хочу, чтобы завтра мы пошли хотя бы к святому Фирсу, потому что это день его памяти, и чтобы там присутствовали на святой литургии, и чтобы, причастившись к святым Христовым таинствам, мы получили просветление и очищение, и чтобы ты, несчастный, стал христианином хотя бы на один день, и, может быть) Бог внушит тебе страх пред Ним, и ты постараешься избавиться от прежних грехов своих и возьмешься за дела праведные, и таким образом мы сможем войти в жизнь вечную". Он же согласился поступить так.

С наступлением утра мы отправились в священный храм святом великомученика Фирса. И когда мы вошли внутрь, я принялась молиться, а он стоял, усмехаясь, и ни головы не опустил к колену, чтобы поклониться святому мученику, ни крестом не осенил лица своего, ни иконы святого не поцеловал, но стоял с опущенными руками, насмехаясь над теми, кто молился Богу. Когда же я окончила молитву, то повернулась и говорю ему:"Что ты, несчастный, стоишь, как бездушный истукан, и даже не запечатлеешь знак владыки Христа на лице своем? Или ты совершенно поглупел, жалкий, и стоишь, будто среди иудеев? Ну не боишься ты Бога, так хотя бы постыдись людей, пойди помолись, как я сказала тебе". Говорит он мне:"Кому молиться? Покажи мне". Я же показала ему икону святого мученика, а он произнес:"И какая в ней сила, если она бездушна и бесчувственна? Увы, тщетен обман бесчувственных: ведь в чем она может помочь? Говорю тебе, стена, помоги мне!"Произнеся это, несчастный в страхе выбежал вон из церкви. Я же, испуганная его злословием в адрес святого, начала просить его пощадить негодника за неразумие и не наказывать его за кощунство. И внезапно случилось, будто ум мой был перенесен на икону мученика, и я слышу, как она говорит мне:"Я‑то сочувствую, но Бог разгневался на него и не выдержал: поэтому Он приказал, чтобы завтра он был вырван с корнем и память о нем была сметена с земли, и он узнает в огне негасимом, что истинна слава настоящих друзей Бога и мучеников". По окончании божественной литургии я вернулась домой и нашла его охваченным неистовой лихорадкой и лежащим на ложе, как вы видели". Когда жена его произнесла это, трепет охватил всех находившихся там, и они сказали:"Действительно, Бог поругаем не бывает, ибо суды Его невозможно обмануть, и Он воздаст каждому по делам его".

Итак, возлюбленные друзья, не только из уст того блаженного я услыхал об этом, но и от жены того несчастного. А она ведь рассказала это ради пользы и для того, чтобы боялись Господа и всегда избегали блуда, распутства, пьянства и днем и ночью искали помощи Божьей, и чтобы не презирали мучеников Божьих и святых мощей их, и священных икон.

Однажды святой гулял по людной площади вблизи колонны, которую воздвиг блаженной памяти Константин — царь, среди святых пребывающий (он, говорят, и драгоценные гвозди, вбитые в животворное тело Христа, поместил в высоко установленную статую во славу Бога и для защиты и оплота царственного города). Вдруг какая‑то женщина, осененная дивным духом, когда открылись ее Духовные очи, увидела, как блаженный шествует среди толпы, сверкая, словно огненный столб или огненное копье, брошенное в воздух и светящееся. Какие‑то глупцы раздавали ему затрещины, другие били по шее, и многие, глядя на него с отвращением, говорили:"Господи, даже врагу не пожелаем, чтобы с ним случилось такое". А позади него шли какие‑то мрачные демоны, слушали и приговаривали:"Да, пусть Бог прислушается к вашей молитве и не поднимет вовеки другого такого; ведь никто не жег наши сердца так, как этот неугомонный, ибо, не желая служить своему господину, он прикинулся глупцом и теперь насмехается над миром". Вот что они говорили. А женщина видела, что темные демоны отмечали тех, кто бил праведника, и приговаривали:"Хоть этот их проступок нам в утешение, потому что они несправедливо бьют его и совершают грех, но мы непременно будем судить их под этим предлогом в их смертный час за то, что избранника Божьего несправедливо избивают, и нет им за это спасения". Услыхав же такое, блаженный, ведомый могущественной силой Божьей, при помощи божественного духа уничтожил их знаки и осудил их, сказав:"Вам не позволено отмечать их, ибо я упросил грозного моего Господина не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят, и незнание дает им основание для защиты".

И вот когда женщина услыхала, как праведник говорит с теми мрачными, посмотрела она на небо и увидела словно бы ворота, отверзающие небо, и вылетающую из них стаю прелестных ласточек; и среди них был голубь, белый, как снег, и очень большой. И вместе с ласточками он опустился на блаженного, неся в своем клюве лист оливы с цветком из сверкающего золота, и, обратившись к блаженному человеческим голосом, произнес:"Прими этот лист, ибо Вседержитель Отец и Сын Саваоф сам послал тебе его из рая как примету, потому что ты милосерден и человеколюбив, так же как милосерден и человеколюбив Он сам. Смотри же, как восславит Господь тебя еще и еще, и возвысится в тебе святое имя Его из‑за того, что ты решил не считать грешными тех, кто бьет тебя каждый день". Сказав это, он опустился ему на голову, и был он весь покрыт серебром, а спина — золотистой зеленью, а глаза его как драгоценные жемчужины, и ноги его окрашены в царственный цвет, и крест из цветов на голове его, и вокруг него — громкое щебетание ласточек.

Наблюдая такое, та благочестивая женщина была сильно поражена, а придя к себе, сказала:"О, какова доброта Божья! Сколько светочей имеет Он на земле, и никто не знает об этом!"Не раз она в то время хотела поведать кому‑нибудь о своем видении, и внезапно какая‑то божественная сила мешала ей, ввергая в трепет, и в конце концов она стала добровольно скрывать это чудо. Поэтому однажды праведник встретил ее и говорит:"Ныне храни мою тайну, Варвара (таково было ее имя), и никому не рассказывай ее теперь, до тех пор пока я не приду к месту дивного крова, к дому Бога". Она же ему ответила:"Вряд ли я и хочу: если же я захочу рассказать кому‑то, то не смогу, драгоценный светоч и предивный избранник Господа, ибо запрещает мне невидимая сила, и находит трепет на мои кости, и крепость во мне колеблется".