Palestinian Patericon

117. Потечем к покаянию, потечем, пока есть время. Время нам дано на покаяние, да плачем и воздыхаем о грехах своих.

118. Ложись и вставай с памятью об огне вечном, и уныние никогда не овладеет тобою во время псалмопения.

119. Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного подобен тому, кто маслом хочет погасить огнь.

120. Не молись мудреными словами, но от всей души и со смиренным сердцем говори: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмъ! (ср.: Пс. 50, 3; 6, 3).

121. Предстоя Богу в молитве, будь, как столп, непоколебим против всех прилогов о заботах житейских. Если желаешь представить Богу чистое сердце в молитве, блюди безгневие, воздержание и чистоту тела, ибо без сего не созиждешь чистого сердца. Желающий представить Богу ум чистым и не удаляющийся от забот житейских подобен тому, кто, связав себе крепко ноги, покушается идти проворно. В молитве не многословь, ибо мытарь одним словом умилостивил Бога. Не мудрствуй в молитве, ибо Отец охотно слушает и немотствования детей Своих. Ревнуй о всякой добродетели, а паче о молитве. Предстоя же Богу на молитве, отсекай чуждые помыслы. Блажен, кто предстоит Господу в молитве, как раб господину!

122. Каждый из нас под епитимиями: простим, да простится и нам; оставим, да вставится и нам.

123. Первая мудрость есть правая жизнь, а вторая мудрость — подвиг об очищении сердца от страстей и помыслов.

124. Не должно христианину ни лгать, ни осуждать, ни гневаться, ни смеяться, ни даже сидеть с смеющимися,— не должно празднословить, говорить что неполезное, сластолюбствовать, роптать в тесноте жизни, быть дерз-ностным в ответах и обращении, рассеиваться очами, тщеславиться одеждами, искать чести, упорствовать в непокоривости, попускать зайти солнцу во гневе.

125. Послушный сохраняет море жизни тихим и безмятежным. Преслушание — причина смерти, а послушание — источник жизни.

126. Обижен ты кем или обесчещен,— не негодуй, ибо и Владыка наш Христос Бог"ради тебя понес тягчайшие поношения и даже Крест, чтоб тебя научить терпению.

Кто услаждает тело, тот убивает душу, а пекущийся о душе презирает тело и истощает плоть ради ожидаемой радости. Приятно настоящее, но оно есть прелестный, льстивый, коварный сон в сравнении с будущим.

128. Господь сказал: аще обратится беззаконный от пути своего лукаваго, не помяну грехов его (ср.: Иез. 18, 21—22). Только возжелай уврачеваться, а Врач — близ и ничего не ищет, кроме спасения твоего.

129. Не из чего тебе подать милостыни, не находишь сокрушения и плача, не имеешь сил поститься и другое что делать,— удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33, 14), и довлеет тебе.

130. Непоколебимое основание добродетели составляет ревность о ней и любовь к ней, непрестанная молитва, хранение ума в трезвенном и благоговейном обращении к Богу и твердое на Него упование во всех обстоятельствах жизни.