Palestinian Patericon

Богу вашему славу прежде даже не смеркнется, и прежде даже не преткнутся нозе ваши к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная: и положены будут во мрак (ср.: Иер. 13, 16). И опять: слышите сия, людие буии и не имущий сердца: иже имуще очи, не видите, и уши, и не слышите. Мене ли не убоитеся; рече Господь: или от лица Моего не устыдитеся? (ср.: Иер. 5, 21—22). Кто не ужаснется, слыша слово Иезекииля, который говорит: ныне изблизу излию гнев Мой на тя, и скончаю ярость Мою на тебе, и осужду тя по путем твоим, и дам на тя вся мерзости твоя. Не пощадит око Мое, и не помилую... и познавши, яко Аз Господь бияй (ср.: Иез. 7, 8—9). Кто не сокрушится, слыша слово Даниила, подробно описывающего день Страшного суда: зрях, говорит он, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денъми ceдe... Река огненна течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему и прочее. Вострепета дух мой в состоянии моем, аз Даниил, и видения главы моея смущаху мя (ср.: Дан. 7, 9—10, 15). Кто не убоится от слов Давида, который говорит: единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его (ср.: Пс. 61,12—13), и Екклесиаста, который говорит: конец слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни: яко сие всяк человек. Яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (ср.: Еккл. 12,13—14)? Кто, подобное сему слыша от Апостола, не вострепещет: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимем кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10)? Кто же не оплачет неверия нашего и ослепления души нашей, что, слыша всё сие, мы не каемся и не плачем горько о таком нерадении и такой беспечности нашей, которую провидя Иеремия говорит: проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Ибо если б мы имели попечение о спасении душ наших, то трепетали бы Слова Божия и старались бы исполнять заповеди Его, от которых спасение. Но мы, слыша слово Господа: внидите узкими враты, вводящими в живот,— предпочитаем пространныя и широкия, вводящия в пагубу (ср.: Мф. 7, 13). Потому, когда придет Он с небес судить живых и мертвых, мы услышим от Него: идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (ср.: Мф. 25, 41). И сие услышим мы не потому только, что творим зло, но и потому, что нерадели о добре и не миловали ближнего; если же к тому же творим мы и зло, то как стерпим день оный страшный, так беспечно проводя жизнь свою? Древним сказано было чрез Моисея: не прелюбы сотвори; не убий. Господь же, видя, что сего недостаточно для совершенства христиан, говорил: аминь глаголю вам: яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Божие (ср.: Мф. 5, 18, 20); потому заповедал нам освящение души, чрез которое освящается и тело, и искреннюю ко всем любовь, коею можем стяжать любовь и к Нему, чему образцом Он показал Сам Себя и учеников Своих, как часто было говорено. Какое же оправдание можем мы принесть в день тот, имея такие примеры и всё оставаясь в нерадении. Оплакивая нас, сподобившихся такой благодати и живущих в такой беспечности или, лучше, преисполненных всякого зла, Иеремия говорит: кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез; и плачуся день и нощь (ср.: Иер. 9, 1) — о народе сем. О нас же говорит и Моисей: и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный и прочее (см.: Втор. 32,15), и Михей: у, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть. Кийждо ближняго своего озлобляет и прочее (см.: Мих. 7, 2). Также и Псалмопевец: спаси мя,Господи,яко оскуде преподобный и прочее (см.: Пс. И, 2). И Апостол, оплакивая нас, говорит: несть творяй благостыню, несть даже до единаго. Гроб отверст гортань их и прочее (см.: Рим. 3,12—13). Провидя такую жизнь нашу, он писал также к Тимофею: сие же веждъ, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави... образ имущий благочестия, силы же его отвергшиися (ср.: 2 Тим. 3,1—2, 5). Горе убо нам! Мы дошли до последней меры зол! Ибо, скажи мне, кто из нас невиновен в тех предсказанных грехах и не исполняется ли на нас то пророчество? Не все ли мы чревоугодники, не все ли сластолюбцы, не все ли вещелюбцы, не все ли гневливы, не все ли злопамятливы, не все ли изменники всякой добродетели, не все ли поносители, не все ли дерзки, не все ли братоненавистники, не все ли величавы, не все ли завистливы, не все ли горды и тщеславны, не все ли лицемеры и хитрецы, не все ли нерадивы и беспечны о заповедях Спасителя, не все ли мы исполнены всякого зла? Не все ли мы стали храмом идолов, вместо храма Божия? Не все ли мы стали вместилищем злых духов, вместо Духа Божия? Не все ли мы из сынов Божиих со делались сынами геенны? И никто да не негодует, слыша сию истину! Ибо и те беззаконники говорили тогда: единаго Отца имамы Бога, но услышали от Спасителя: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (ср.: Ин. 8, 41, 44). А мы разве не услышим от Него подобного, будучи равно преступниками Его заповедей? Апостол называет сынами Божиими водимых Духом Божиим: елицы бо, говорит, Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божий (Рим. 8, 14). Водимые же Духом познаются от плодов духовных. Итак, посмотрим, есть ли в нас плоды духовные? Плод духовный есть, говорит тот же Апостол, любы, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание (ср.: Гал. 5, 22—23). Есть ли же в нас такие добродетели и можем ли мы назваться сынами Божиими? Господь научает, что рожденное от Духа дух есть (Ин. 3, 6); мы же соделались плотъми похотствующими на духа (ср.: Гал. 5,17). Потому праведно услышим от Него: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (ср.: Быт. 6, 3). Как можем мы даже назваться христианами, не имея в себе ничего Христова? Может быть, кто скажет: "Я имею веру, и вера, яже в Него, довлеет мне ко спасению". Но пусть послушает таковый, что говорит Апостол Иаков: и беси веруют и трепещут... вера без дел мертва есть о себе, как и дела без веры (см.: Иак. 2,19—20). Истинно уверовавшие во Христа и всего Его вселившие в себя чрез заповеди так говорили: живу не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (ср.: Гал. 2, 20); потому, страдая за Него, ради спасения всех, как истинные ученики Его и искренние хранители заповедей Его, говорили: укаряеми благословляем и прочее (см.: 1 Кор. 4, 12); ибо слышали от Него: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (ср.: Мф. 5, 44). Так чрез слова и дела обнаруживался действовавший в них Христос. Мы же во всем поступаем против Его заповедей, потому исполнились всякой нечистоты и лукавства и со делались, вместо храма Господня, храмом купли, вместо дома молитвы — вертепом разбойников, вместо рода святого — родом грешным, вместо народа Божия — народом, исполненным грехов, вместо семени Духа Святого — семенем лукавым, вместо сынов Божиих — сынами беззаконными. Ибо, оставив заповеди Господни, работаем злым духам, чрез нечистые страсти, и прогневляем Святого Израилева. Потому великий Исаия, оплакивая нас и вместе желая восставить нас от падения нашего, вопиет: - что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль — и потом далее говорит: оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый (ср.: Ис. 1, 5, 8). Такое же опустение души нашей показывая, Апостол говорит: и якоже не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная (ср.: Рим. 1, 28). Потом прибавляет: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков и прочее (см.: Рим. 1, 18). Намекая на сие же опустение, и Господь говорил: Иерусалиме, Иерусалиме,избивши пророки и камением побивали посланныя к тебе и прочее (см.: Мф. 23, 37). Исайя же опять, провидя, как мы, монахи, совершая только внешние службы, нерадим о делах духовных и остаемся ослепленными, говорил: услышите слово Господне, князи Содомстии, внемлите закону Божию, людие Гоморрстии. Что Ми множество жертв ваших? — и спустя немного: руки бо ваши исполнены крове (ср.: Ис. 1, 10—11, 15). Поелику ненавидяй брата человекоубийца есть (ср.: 1 Ин. 3, 15), то всякое подвижничество, не имеющее любви, чуждо Бога. Еще издалеча обличая наше лицемерие, Господь говорил: людие сии устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя (ср.: Мф. 15, 8—9). Также и то, что Господь говорил в обличение фарисеев, относится к нам, лицемерам, которые, сподобясь такой благодати, живем еще хуже тех. Не связываем ли и мы бремен тяжких и неудобоносимых и не возлагаем ли их на рамена людей, а сами и перстом не хотим коснуться их? Не творим ли и мы всех дел своих, да видимы будем человеки? Не любим ли и мы преждевозлежания на вечерях, преждеседания на сонмищах и целований на торжищах? Не любим ли и мы зватися от человек: учителю, учителю! — и не вооружаемся ли злобно против тех, кои не воздают нам такой чести? Не взяли ль и мы ключ разумения и не затворили ль Царствия Божия, сами не входя и другим не давая войти? Не преходим ли и мы морей и суши, чтоб сделать одного прозелита[28], и, когда бывает, делаем его сыном геенны, сугубейшим нас? Не слепые ли руководители и мы, оцеждающие комара и верблюда пожирающие? Не внешние ли только сткляницы и блюда очищаем и мы, внутри же исполнены хищения и нечистоты? Не устрояем ли и мы гробы мучеников и не украшаем ли рак Апостолов, а сами подобны избившим их? Не гробы ли повапленные и мы, совне являющиеся людьми праведными, внутри же исполнены лицемерия и беззаконий? Кто же не восплачет о нас, когда мы таковы? Кто не возрыдает о таком нашем растлении? Сыны Сиона,— честные, вменихомся, яко сосуды скудельные! Назореи, сиявшие паче снега, соделались эфиопами, белевшие паче млека — почернели паче чернил! Омрачился паче сажи вид наш, за умножение беззаконий наших, паче беззаконий Содома! Сыны дня и света стали сынами ночи и тьмы! Сыны Царствия — сынами геенны! Сыны Вышнего — яко человеки умираем и яко един от князей падаем! Преданы в руки врагов беззаконных, то есть злобных демонов, и царю неправедному и злейшему на всей земле, то есть их князю. Ибо согрешили, беззаконновали, неправдовали, преступив заповедь Господа Бога нашего и ни во что вменив кровь завета. Но не предаждь нас до конца, имени ради Твоего Святого, Господи, и не разори завета Твоего, не отстави милости Своей от нас, ради щедрот твоих, Отче наш, Иже еси на небесех, и благоутробия ради Единородного Сына Твоего, и ради милости Пресвятого Духа; не помяни беззаконий наших древних, но скоро да предварят ны щедроты Твои, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего. Избави нас от беззаконий наших и помилуй нас, человеколюбия ради Единородного Сына Твоего, восседшего человечеством одесную Тебе, да даруешь нам твердое упование спасения, ради честной крови Его, которую излил Он за живот мира, ради святых Апостолов Его и мучеников, проливших кровь свою за имя Его, ради святых отцов, Пророков, патриархов, кои подвизались благоугодить Тебе! Не презри моления нашего и не остави нас вконец. Не на правды наши надеясь, но на милость Твою, которою покрываешь Ты род наш, умоляем и просим благость Твою, да не будет нам в суд установленное во спасение наше Единородным Сыном Твоим таинство! Не отвержи нас от Твоего лица, не возгнушайся недостоинством нашим, но помилуй нас по великой милости Твоей и по множеству щедрот очисти беззакония наши, да, неосужденно представ пред лице славы Твоей, сподобимся покрова Единородного Сына Твоего! Ей, Владыко, всесильный Господи! Услыши моление наше, разве бо Тебя иного Бога не вемы, имя Твое именуем!»

25. Выслушав все сие, брат пришел в сокрушение и сказал старцу: «Сколько вижу я, отче, нет мне надежды на спасение, ибо беззакония мои превзошли главу мою. Скажи же мне, прошу тебя, что мне делать?» Старец сказал ему в ответ: «Спастися от человек невозможно, у Бога же вся возможна суть (Лк. 18, 27), как говорит Сам Господь. Предстанем же лицу Его во исповедании, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие Его (ср.: Пс. 94, 6—7). Ибо Сам Он говорит чрез Исайю: егда обратився, воздохнеши, тогда спасешися (ср.: Ис. 30,15). И опять: еда не может рука Господня спасти; но грехи ваши разлучают между вами и Богом, и грех ради ваших Он отвратил лице Свое, еже не помиловати (ср.: Ис. 59,1—2). Измыйтеся, и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших и прочее (см.: Ис. 1,16). Потом далее говорит: аще хощете и послушаете Мене,благая земли снесте (Ис. 1, 19). Также чрез Иоиля Он говорит: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте, и в плачи, и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (ср.: Иоил. 2, 12—13). У Иезекииля читаем: сыне человечъ, рцы дому Израилеву: сице реете, глаголюще: прелести наша в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти? Рцы им: живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника и прочее (см.: Иез. 33,10—11). В Третьей книге Царств, для показания преизобилия благости Божией, так говорит пророк Илия к Ахаву о винограднике Навуфея: сице глаголет Господь, понеже ты убил ecu Навуфея и приял ecu в наследие виноград его, сего ради тако глаголет Господь: на месте, идеже полизаша свинии и пси кровь его, тамо полижут и кровь твою... Иезавель пси снедят в предградии Иезраеля. Услышав слова сии, Ахав разодрал одежды свои, облекся во вретище, постился и хождаше скорбен. И было слово Господне к Илии: видел ли ecu, яко умилися Ахав от лица Моего; сего ради не наведу зла во днех его (ср.: 3 Цар. 21,19, 23, 27, 29). Давид говорит: рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего (ср.: Пс. 31, 5). Господь говорит в Евангелии: покайтеся, ибо приблибо Царствие Небесное (ср.: Мф. 4, 17). Когда Петр спрашивал: колъкраты, сколько раз отпускать брату, если согрешил он предо мною,— отпускать ли до седмь крат? — Он, естеством благий и несравненный в милости, отвечал: не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 21—22). Что может сравниться с такою благостию? Есть ли мера такому человеколюбию? Итак, восприимем страх Господень и от всего сердца обратимся к беспредельной благости и человеколюбию Его. И почто погибаем мы, братие? Очистим руки, грешные, исправим сердца, двоедушные! Восскорбим, восплачем и возрыдаем о лукавствах наших! Уверуем обетованиям Спасителя, убоимся угроз Его и возревнуем о соблюдении заповедей Его; возлюбим друг друга от чистого сердца, рцем: братие — и ненавидящим нас; будем прощать друг другу от чистого сердца, друг другом искушаемые по наветам врага; противостанем помыслам нашим, призвав Бога в споборники, изженем из себя лукавых и нечистых духов, покорим плоть духу, утруждая ее и порабощая всяким злостраданием, очистим себя от всякой скверны плоти и духа; будем возбуждать друг друга к любви и добрым делам; не будем завидовать другим и зверствовать против завидящих нам, лучше будем сострадать друг другу и со смирением врачеваться взаимно; не будем осуждать и подозревать друг друга, ибо мы друг другу уди есмы. Отвергнем от себя нерадение и беспечность и станем мужественно в подвиг против духов злобы. Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника, и Той есть умилостивление о гресех наших (ср.: 1 Ин. 2, 1—2). Помолимся убо Ему в чистом сердце, от всей души нашей, и Он оставит нам грехи наши, ибо близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (ср.: Пс. 144, 18—19). Потому Псалмопевец говорит: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждъ Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя,и прославиши Мя (Пс. 49, 14—15). Также Исайя: разрешай всяк соуз неправды... всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой... Тогда разверзется рано свет твой... и слава Божия объимет тебя... Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох (ср.: Ис. 58, 6—9). Видишь, что если будем разрешать всякий союз неправды от всего сердца и спешить на помощь ближнему от всей души, то вскоре просветимся светом познания и славою

Господнею оденемся, вскоре услышана будет молитва наша, и Бог наш всегда будет с нами. Итак, возлюбим друг друга, и сами будем возлюблены Богом, подолготерпим, и Он подолготерпит грехам нашим, не воздадим зла за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Прощение грехов наших зависит от прощения братии, и милость Господня к нам сокрыта в милости нашей к ближним. Потому Господь сказал: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37); и: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваша (ср.: Мф. 6,14). И опять: блажени милостивый, яко тии помиловани будут (ср.: Мф. 5, 7); и: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Вот Господь показал нам образ спасения и дал нам область чадом Божиим быти (Ин. 1,12). Теперь уже в нашей воле состоит спасение наше. Предадимся же Господу всецело, да всецело восприимем Его, покоримся Ему, и Он разгонит всех врагов наших, ибо Сам говорит: аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых (Пс. 80,14—15). Возверзим на Господа всю печаль нашу, и Он избавит нас от всякой скорби нашей. От души возлюбим всякого человека, но ни на кого из них не будем возлагать упования нашего. Ибо, когда Господь хранит нас, тогда друзья наши за нас и все враги наши изнемогают пред нами. Когда же Господь оставит нас, тогда и друзья оставляют нас, и враги преобладают нами. Равно и надеющийся на себя самого падет падением ужасным. Боящийся же Господа вознесется. Потому Давид говорит: не на лук бо мой уповаю, и мечъ мой не спасет мене (Пс. 43, 7). Не будем принимать помыслов, умаляющих грехи наши и тем отдаляющих прощение их. Ибо, если ум наш смущается грехом, это значит, что мы еще не получили прощения их, потому, без сомнения, что еще не сотворили плодов, достойных покаяния, ибо плод покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие — изглаждение греха. Если же мы иногда бываем смущаемы, то, верно, не имеем еще совершенного бесстрастия и еще не получили совершенного оставления грехов. От прародительского греха мы освобождены святым крещением, а от тех грехов, на кои дерзаем по крещении, освобождает нас покаяние. Покаемся убо искренно, да освободимся от страстей и получим оставление грехов. Презрим привременное, дабы, из-за него воюя с людьми, не преступить заповеди о любви к ближним и не отпасть чрез то от любви Божией. Будем ходить духом и не будем совершать похотей плоти. Будем бодрствовать и трезвиться. Отрясем сон беспечности, поревнуем святым борцам и станем подражать их, ради Господа, подвигам. Задняя забывая и в предняя простирался (ср.: Флп. 3,13), с терпением да течем путем горячего и ревностного тщания о воздержании, целомудрии, чистоте, кротости, сострадании, духовном несмущении, сердечной теплоте, нелицемерной любви, нестяжательности, мужестве, благостыне, приветливости. Не будем поблажать склонности к удовольствиям, ни расслабляться помыслами и осквернять совесть свою. Будем иметь мир со всеми и святыню, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). Ко всему же сему да бежим от мира и миро держателя. Оставим плоть и плотское, и да востекаем к небесному, ибо там жительство наше. Будем подражать Апостолам и всем святым, да достигнем начальника жизни и насладимся в самом источнике — Господе нашем и Боге Иисусе Христе, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь».

2. ДУХОВНЫЕ МАРГАРИТЫ,

избранные из святых отцов[29]

1. Два пути предлежат нам: путь жизни и путь смерти, и человеку оставлена свобода избрать тот или другой, идти путем жизни или смерти.

2. Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию.

3. Внимай всему и во всем... Глаз дан тебе, чтоб, видя дела Божий, ты прославлял Бога; но, если не будешь внимать и хорошо употреблять его, он может низвергнуть тебя в блуд. Язык дан тебе, чтоб славословить всеблагого Творца; но, если не будешь внимать, можешь впасть в осуждение и хуление. Слух дан тебе, чтоб, приемля им слово Божие, освящать тем сердце; но, если не будешь внимать, можешь напоить чрез него ядом душу свою.

4. Не хули, не лги, не клянись, не блудодей-ствуй помыслом и сердцем, не смотри на жен и не простирай к ним ока своего, не сребролюбствуй, как Иуда, за сребролюбие предавший Господа; не пожелай того, что есть ближнего твоего; не презирай бедного, ибо бесчестящий бедного огорчает Создателя его; не клевещи, ибо от клеветника отвращается Бог; не празднословь, ибо путь празднословящего не управится к добру; не лицемерствуй, ибо меч Божий над главою двоедушника; не пей вина и не разбрасывай очей, ибо от сего блуд, разврат и бесчестные страсти; не будь высокомудр, как фарисей; не будь жестокосерд и гневлив, но будь долготерпелив и кроток, ибо муж долготерпеливый мног в разуме (ср.: Притч. 14, 29); не доводи людей до того, чтоб они воздыхали из-за тебя и кляли тебя, дабы Сотворивший их не услышал их, в горести сердца, молитвы, и клятва их не пала на тебя; случившееся с тобою принимай благоумно, зная, что за то будет тебе воздаяние от Бога; охотно слушай говорящего тебе слово Божие, ибо, где беседуют о Боге, там предстоит Сам Бог; исследуй жития святых и учение их, да насытишься словес их; в день оскорбления не отступай от молитвы, пока не усладится горечь его.

5. Всегда должно тебе ревновать о том, чтоб богатиться в терпении, в страхе Божием, в трезвении ума, в непрестанной молитве и молении с воздыханиями, слезами и приутруждением тела, в хранении сердца, в чистоте языка, в воздержании очей и слуха, в незамечании падений других, в безгневии на обидевших, в невоздаянии злом за зло, в невозношении и бестщеславии, в почитании себя низшим всех людей и недостойным неба и земли, в великом мире, в отрешении от всего вещественного и плотского, в нищете духом, в благоговении, посте и покаянии и непрестанном плаче, в твердом подвиге против демонов и злых помыслов, разжигающих плоть, в бдении, алчбе, жажде и наготе, в любви к ближним, в щедрости к бедным, в нелюбостяжании и возвержении всей печали своей на Господа.

6. Молись Господу со страхом и трепетом до насыщения сердца, не рассеянно и безленостно совершая славословие Богу; в Церкви не держи помыслов житейских, ибо дом Божий есть дом молитвы, но внимай слову Божию и исповедуй грехи свои; не о том молись, чтоб было по-твоему, но молись, как научен: «Буди воля Твоя, Господи, на мне»; в молитве проси прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится тебе; молись об оставлении не своих только грехов, но и грехов других людей; молись прилежно, без смущения, злопамятства и нечистых помыслов; на молитву приготовляйся, как опытный борец, и смотри, чтоб не возмутили тебя мечтания демонов; когда становишься на молитву, отсекай всякую ложь и клятву и всякое попечение житейское; чтобы молиться как должно, до смерти противостой греху, как добрый воин; будь нестяжателен, не пекись ни о чем земном; не о том молись, чтоб было с тобою, что ты почитаешь хорошим, но что угодно Богу, ибо Бог лучше знает, что полезно тебе; молись со смирением, как мытарь, а не высокоумствуй, как фарисей.

7. Когда найдут злые помыслы, спеши отогнать их исповеданием; не стыдись исповедывать грехи свои, ибо, исповедуя их отцу своему, ты сокрушишь главу змия.