Palestinian Patericon

1. Два пути предлежат нам: путь жизни и путь смерти, и человеку оставлена свобода избрать тот или другой, идти путем жизни или смерти.

2. Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию.

3. Внимай всему и во всем... Глаз дан тебе, чтоб, видя дела Божий, ты прославлял Бога; но, если не будешь внимать и хорошо употреблять его, он может низвергнуть тебя в блуд. Язык дан тебе, чтоб славословить всеблагого Творца; но, если не будешь внимать, можешь впасть в осуждение и хуление. Слух дан тебе, чтоб, приемля им слово Божие, освящать тем сердце; но, если не будешь внимать, можешь напоить чрез него ядом душу свою.

4. Не хули, не лги, не клянись, не блудодей-ствуй помыслом и сердцем, не смотри на жен и не простирай к ним ока своего, не сребролюбствуй, как Иуда, за сребролюбие предавший Господа; не пожелай того, что есть ближнего твоего; не презирай бедного, ибо бесчестящий бедного огорчает Создателя его; не клевещи, ибо от клеветника отвращается Бог; не празднословь, ибо путь празднословящего не управится к добру; не лицемерствуй, ибо меч Божий над главою двоедушника; не пей вина и не разбрасывай очей, ибо от сего блуд, разврат и бесчестные страсти; не будь высокомудр, как фарисей; не будь жестокосерд и гневлив, но будь долготерпелив и кроток, ибо муж долготерпеливый мног в разуме (ср.: Притч. 14, 29); не доводи людей до того, чтоб они воздыхали из-за тебя и кляли тебя, дабы Сотворивший их не услышал их, в горести сердца, молитвы, и клятва их не пала на тебя; случившееся с тобою принимай благоумно, зная, что за то будет тебе воздаяние от Бога; охотно слушай говорящего тебе слово Божие, ибо, где беседуют о Боге, там предстоит Сам Бог; исследуй жития святых и учение их, да насытишься словес их; в день оскорбления не отступай от молитвы, пока не усладится горечь его.

5. Всегда должно тебе ревновать о том, чтоб богатиться в терпении, в страхе Божием, в трезвении ума, в непрестанной молитве и молении с воздыханиями, слезами и приутруждением тела, в хранении сердца, в чистоте языка, в воздержании очей и слуха, в незамечании падений других, в безгневии на обидевших, в невоздаянии злом за зло, в невозношении и бестщеславии, в почитании себя низшим всех людей и недостойным неба и земли, в великом мире, в отрешении от всего вещественного и плотского, в нищете духом, в благоговении, посте и покаянии и непрестанном плаче, в твердом подвиге против демонов и злых помыслов, разжигающих плоть, в бдении, алчбе, жажде и наготе, в любви к ближним, в щедрости к бедным, в нелюбостяжании и возвержении всей печали своей на Господа.

6. Молись Господу со страхом и трепетом до насыщения сердца, не рассеянно и безленостно совершая славословие Богу; в Церкви не держи помыслов житейских, ибо дом Божий есть дом молитвы, но внимай слову Божию и исповедуй грехи свои; не о том молись, чтоб было по-твоему, но молись, как научен: «Буди воля Твоя, Господи, на мне»; в молитве проси прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится тебе; молись об оставлении не своих только грехов, но и грехов других людей; молись прилежно, без смущения, злопамятства и нечистых помыслов; на молитву приготовляйся, как опытный борец, и смотри, чтоб не возмутили тебя мечтания демонов; когда становишься на молитву, отсекай всякую ложь и клятву и всякое попечение житейское; чтобы молиться как должно, до смерти противостой греху, как добрый воин; будь нестяжателен, не пекись ни о чем земном; не о том молись, чтоб было с тобою, что ты почитаешь хорошим, но что угодно Богу, ибо Бог лучше знает, что полезно тебе; молись со смирением, как мытарь, а не высокоумствуй, как фарисей.

7. Когда найдут злые помыслы, спеши отогнать их исповеданием; не стыдись исповедывать грехи свои, ибо, исповедуя их отцу своему, ты сокрушишь главу змия.

8. Когда приступаешь работать Господу, обреки сердце свое на искушения и скорби.

9. Не увлекайся услаждением гортани, не прельщайся насыщением чрева и другим запрещенным.

10. Приутруждай тело свое постом, бдением, трудом, чтением Божественных Писаний и внедряй в сердце свое страх Божий, страх огня гееннского и желание Царствия Небесного.

11. Не питай тела разнообразными яствами, ибо насыщение ими наводит сон долгий и глу-

бокий; и как облако скрывает солнечные лучи, так сырость помрачает ум.

12. Не останавливай внимания на нечистых страстных воспоминаниях, чтоб не произошло пагубного ими услаждения: чем более промедляют в сердце лица жен, тем большую возжигают похоть; бегай сообращения с нечестивыми женами, ибо сообращение с ними будет для тебя ужем[30], влекущим в пагубу: лучше приблизиться к пламени палящему, нежели к жене юной и нечестной, ибо она смертоносная стрела; да не обольстит тебя красота жен, ибо она погружает в бездну свирепее волн; не говори долго с женою нечестною, да не возжжет она в тебе огня похоти и да не попалит души твоей: как искра в соломе производит пламя, так память о жене воспаляет похоть.