Соловецкий патерик

Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение преподобнаго Елеазара, но не знал, какой вид имел Преподобный. Скучая об этом, инок, после вечерняго правила, лег на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою преподобного Елеазара, который говорить: «ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобою». Инок в страхе проснулся и увидел уже на яву Преподобнаго. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его, инок изобразил его кистию.

В одно время Анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин: строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесеннаго ветром с моря. Огромныя льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу, между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерскаго берега, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущейся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь прп. Елеазара. И вот, при тусклом свете луны, они увидали, что на другом конце льдины стоит прп. Елеазар и заправляет ею к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к Преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самаго берега Анзерскаго острова – и путники вышли на берег благополучно.

Чтобы иметь более полное понятие о том, как понимал иночество преподобный Елеазар, и как он руководил других в подвигах иноческой жизни, мы признаем полезным сделать извлечение из его наставления новоначальным инокам. В этом наставлении Преподобный сначала предлагает общее поучение о вере и нравственности, а также о покаянии. Потом обращает внимание инока на данные им обеты и приводит чин малаго пострижения, где с особенною подробностью останавливается на поручении новоначальнаго монаха в послушание старцу. Далее, излагаются подробныя правила о ночных искушениях и приводятся разные мнения, касающиеся соблюдения чистоты телесной. За сим, даются наставления в случай страхования ночного. Есть у преподобнаго Елеазара и особое наставление о келейном пребывании с братом. Остальная часть устава состоит из выписки поучений инокам св. Ефрема, Исаака Сирина и некоторых других.

Наставление преподобного Елеазара знакомить нас с правилами и обычаями иноческой жизни в его время. Так, ищущий иночества, пишется в наставлении, приходит в общежительство, припадает к ногам игумена и молит его и о Христе братию, чтобы его причли к избранному стаду. Игумен повелевает ему остаться в монастыре и трудиться, Бога ради, с прочими трудниками и наблюдает его усердие и веру. Усмотрев благое в нем произволение, по совету с братиею, игумен назначает день пострижения. С радостию о Господе принимает послушник это слово. Его отводят в особую келью и повелевают без сна проводить всю ночь. Игумен избирает из братии старца, который мог бы наставлять новоначального инока. Избранный старец молит игумена, чтобы не возлагал на него такого тяжкого бремени, признавая себя самого нуждающимся в наставлении и руководстве. Игумен делает ему замечание за ослушание и старец повинуется. Он берет благословение у игумена, говоря: «святыми твоими молитвами Господь да спасет и сохранить нас от козней диавола и наставит на истинный путь». Тогда вводят готовящегося к пострижению в церковь, совлекают с него мирское одеяние и екклисиарх возлагает на него свитку. Пред царскими дверями ставят аналой, на который кладут Евангелие и ножницы и новоначальнаго приводят с левой стороны. Тогда игумен или священник по уставу постригает, и по окончании обряда помещают постриженнаго по левую сторону царских дверей с Евангелием, и братия, целуя Евангелие, спрашивают нового инока о его имени по ангельскому образу; он называет свое имя. Братия говорит: «спасай душу и моли Бога за государя царя». Инок отвечает: «Бог спасает и помилует». Тогда берут у инока из рук Евангелие. Игумен призывает старца и, взяв новоначальнаго инока за правую руку, передает его в послушание старцу, с словами: «се, приемлеши, брате, в послушание себе брата от святаго Евангелия чиста; не токмо греси его заглажены, но имя мирское его заглажено и написано имя его на небесех ангельскаго образа. Какова его емлеши чиста, такова его чиста постави и пред Богом и учи его молитве Иисусовой, смиренно, послушанию и всему благочинию монастырскому; а ты, брат, имей старца в Христов образ, живи у него в послушании до кончины своей, ни в чем не прекословя, и всегда имей в уме пострижение, как обещался Богу. Если будешь добр, от Бога восприемлешь милость, а от нас благословение, старца же своего молитвенником о себе к Богу. Если станешь жить не по монастырскому чину, то вотще наше обещание, и получишь все монастырская наказания, как бывает с прочими безчинниками». После наставления старец с новоначальным принимает благословение от игумена и идет к Чудотворцам, и там, сотворив с ним обычное начало и отпуст, ведет его в свою келью, где говорит: «Достойно есть» и, совершив все по келейному чину, читает с иноком часы и кадит образа. После этого учит его Иисусовой молитве и наставляет от божественнаго писания внимать иночеству, соблюдать душу свою чистою пред Богом, повиноваться настоятелю иметь духовную любовь ко всем; показывает ему, где в келии совершать правило, где стоять и т. п. При звуке благовеста старец ведет инока в собор к месту новоначальных и, принимая благословение у настоятеля, спрашивает, где стоять новому иноку. Начало полагает вместе с ним, часто надзирает за ним, или стоит вместе с ним, указывая ему соборный чин до подробностей. После литургии идет с ним в трапезу, ставит его среди новоначальных и по указанию келаря, сажает за стол и дает ему часть просфоры; внушает сидеть в молчании с молитвою, пить и есть, что поставят, умеренно, не иначе, как с благословения старца. Он учит инока, идя из собора и в собор, на монастыре не стоять, ни с кем не говорить, не глядеть на что либо, а идти своею дорогою и клубок иметь на голове низко опущенным. Возвратившись в келию, обучает его келейному чину и дозволяет отдохнуть. Старец берет у казначея нужное одеяние и совершает вместе С новоначальным молитвы, поклоны и все келейное правило, пока навыкнет. Для умеющаго грамоте полагается келейное правило такое: Канон Иисусу, канон Богородице, Ангелу хранителю, Чудотворцам, повечерница, полунощница, из Псалтири по четыре кафизмы на день, часы, 300 поклонов земных, 600 молитв Иисусовых: «Господи, Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», и 100 молитв Богородице: «Владычица моя, Богородица, помилуй мя грешного», также молитвы за царя и его дом, за воинство, за митрополита, за игумена, отца духовнаго, отца келейнаго, за келейную и за всю братию, за посланных на службу и труждающихся, в немощи лежащих и милостыню творящих, и зло творящих и милующих, за сродников и всех православных.

Начало этого правила полагается так: «Боже, очисти грехи мои и помилуй мя» (поклон). «Создавый мя грешнаго, помилуй мя» (поклон). «Без числа согреших, Господи, прости мя» (поклон). «Достойно есть. Слава и ныне. Господи помилуй» (трижды). «Господи благослови. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, и святаго Ангела хранителя и преподобных и Богоносных отец наших Зосимы и Савватия и всех святых, помилуй нас, аминь». «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе всяческих ради» (трижды). «Боже очисти мя грешного и помилуй мя, яко николиже благо сотворих пред Тобою, но избави мя от лукаваго, да будет во мне воля Твоя, и отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков, аминь». Потом: «Царю Небесный, трисвятое, по Отче наш, Господи помилуй, 12 раз; Придите поклонимся. Псалом 50. Верую во единаго Бога».

Неумеющим грамоте правило полагается на каждый день: 3000 молитв Иисусовых, 300 Богородице и 300 поклонов и заздравное поминовение за Царя и прочих. Старец, прежде всего, должен озаботиться неумеющаго грамоте научить молитве Иисусовой и делать отпуст, и читать: «Достойно есть». Вообще же, он должен иметь попечение о порученном ему иноке, как о своей душе, наблюдать за жизнью его, наставлять и ни в чем не дозволять делать опущения, потому что, кто чему научится в новоначалии, в том и пребудет. Без дозволения старца не должно ничего ни принимать, ни давать кому либо, ни учиться, ни говорить с кем либо. Когда Господь сподобит идти ко святому Причащению, то братия прощаются друг с другом в келии, потом приходят к Чудотворцам, кладут по обычаю начало, прощаются у Чудотворцев и целуют мощи их. На литурии пономарь поставляет аналой и на нем образ Богородицы; братия прощаются с игуменом по одному, потом целуют образ Спасителя и икону Пречистой, делая пред целованием два поклона, а третий после целования, и подходят к святым Тайнам по два. Когда выйдет игумен из царских дверей с Причастием, кладут три земных поклона и причащаются с открытою головою. После причащения в клобуках принимают просфору, умывают уста и руки над чашею и отирают полотенцем.

Касательно погребения инока в наставлении сказано, что вся братия должна присутствовать при нем, если не препятствует крайняя необходимость. Начало полагается обыкновенно: целуют усопшаго в уста и прикладываются к образу, который положен на нем. После погребения кладут пятнадцать поклонов, говоря следующие стихи: «помяни Господи душу раба Твоего нашего инока (имя), иже в житии сем, яко человек, согреши; Ты же яко Человеколюбец помилуй и прости его, и вечныя избави муки и небесному царствию причастника быти сподоби и душам нашим сотвори полезная. Отреши (разреши) Господи душу раба Твоего инока (имя), да славою воскресения Твоего во всех светлостех живет всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Жизнь инока есть всегдашний пост и молитва; но время св. Четыредесятницы издавна отличалось усугублением подвигов. Пред наступлением великаго поста, в неделю сыропустную, после утрени, настоятель говорил братии следующее поучение: «господие священницы, и старцы, и вся братия, молим ваше преподобие; наступает Божия Четыредесятница – святый Великий Пост; должно нам готовиться к духовным подвигам поста, отложив мрачныя и темныя душевредныя греховныя дела, и облекшись во оружие света; и тако уготовавшись, идти к спасительным подвигам поста и воздержания. Господь наш и Бог сам постился 40 дней, не имея греха, но нам подавая образ; а мы грешные какими безчисленными грехами повинны пред Богом? Нужно нам немедленно подвизаться, воздерживаться от всего не добраго, молить всемилостиваго Бога о своих согрешениях и заботиться о своих душах. И вы, Бога ради, честные отцы и братия, святый, Великий пост проводите в чистоте, воздержании и подвигах, отцам духовным исповедуйте искренно свои согрешения и молитеся всещедрому Богу, соборно и келейно, о многолетнем здравии и душевном спасении Государя нашего благовернаго и христолюбиваго Царя и великаго князя (имя) всея России Самодержца и Его благовернаго Царицы и великой княгини (имя), Их благоверных чад (имя), князей и боляр Их и всех православных христиан, чтобы Господь Бог даровал, полезное Государю, нашему Царю, и всей державе Его. Да и о своих согрешениях молитеся Богу, чтобы нас всемилостивый Бог, имиже хощет судьбами, избавил от вечных мучений. А кто в нас на кого вражду или гнев имеет, Бога ради в том прощение учините, потому что прощение грехов прибретаем прощением братий наших. Если же мы не простим, то и сами прощения не получим: «ею же бо мерою мерим, тако и нам возмерится (Лк.6:58). К соборному пению потщитеся ходить к началу и слушать со вниманием. Да и нас грешных во святых своих молитвах помяните, а мы вас благословляем». Братия обыкновенно отвечала: «сколько возможно будет, честный отче, должны, по повелению твоему, молитвами святых поступать так», и все, кланялись настоятелю.

По смерти Елеазара 21 год управлял Анзерским скитом ученик его Никодим, в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян патриарх Никон в 1655 году, подтверждено царскою грамотою 1662 года.

Живущие же ту пустынники до единаго со отока разогнаны, бежали, и храмы Божии обраны, токмо стены едины в них осташа, и всем церковным утварям и записным книгам, от всяких людей врознь рознесенным сущим и растерянным бывшим, и по многому времени егда возмогоша из Соловецкаго монастыря от церковных вещей и письменных крепостей несколько возвратити».

На это отобрание церковного имущества Анзерскаго скита последовало уже после усмирения Соловецкаго бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшаго из Соловецкаго монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкаго монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители.

До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник, о котором мы скажем ниже.

При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. В 1757 г., при рытии фундамента для устройства часовни в память преподобнаго Елеазара, в числе, четырех гробов найден один, у котораго верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание.

Анзерские иноки заключили, что это – гроб преподобнаго основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогородскому Варсонофию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал Анзерскому строителю Мельхиседеку с братиею гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященнаго раку, которую окружить железными решетками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о прп. Елеазаре. Впоследствии, вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобнаго в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанною из меди и посеребренною.