Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию – ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался безсмертным на земле. А между тем живем, как бы безсмертные; мысль о смерти и вечности ускользает от нас, делается нам совершенно чуждою. Это – ясное свидетельство, что род человеческий находится в падении; души наши связаны каким-то мраком, какими-то нерушимыми узами самообольщения, которыми мир и время держат нас в плене и порабощении. Нужно усилие, постоянное усилие, борьба с собою, чтоб выплыть из ужасной темной пропасти; нужно терпение, чтоб великодушно перенести все невидимыя душевныя бури. Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами. “Бдите и молитесь, –сказал Господь, – да не внидете в напасть”. Бдеть над собою можно только при свете Новаго Завета. Свет, при котором совершается духовное бдение, изливают из себя и писания святых Отцов. Божественное Писание и Отцы непрестанно напоминают нам Бога, Его благодеяния, наше назначение, будущность вечно блаженную и вечно несчастную, обличают коварство мира, его козни, показывают средства, как избежать этих козней и войти в пристанище спасения.

Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: “В терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется”.

Благословение Божие да почиет над вами!

24 сентября 1847.

183 (277, 8)

Молитва соединяет воедино. - Духовное обновление. - Пожелание встретиться в вечных селениях.

Прошедшаго года 14-е октября я был в вашем доме, вместе с братиями моими служил Божественную Литургию в вашей домовой церкви. При священнослужении присутствовали вы с благословенными дщерями вашими, с благословенным потомством вашим. Молитвою мы соединялись все воедино. Это единение превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять Дух. Здесь, на земле, соединяет их наиболее земля. Землею называют нашу плоть и кровь. Так назвал их Бог: “земля еси, – сказал Он падшему человеку, – и в землю пойдеши”.

После Литургии имел я истинное, сердечное удовольствие принести вам мое поздравление с днем вашего Ангела, пожелать вам всех благ, которыми милосердый Господь во времени и в вечности наделяет человека, угоднаго Ему и любимаго Им. Ныне из дальней пустыни моей прихожу к вам мыслию, воспоминанием, сердцем, наконец, – этими строками. Приветствую вас с днем вашего Ангела, приветствую с таким же духовным наслаждением, исполненный таких же искренних и благих желаний для вас. Да благословит вас Господь! “Да обновится яко орля юность твоя!” А обновляется человек, юнеет – от благочестия. Если сравнить земную жизнь человеческую с вечностию, то все мы одинаково молоды и одинаково стары. Мне представляется в цвете и красоте юности, истинно – живущим – только благочестивый. Он издает из себя духовную воню безсмертия; слышен живущий в нем и оживляющий его душу Бог. Так для всех ясно ощутительна душа в действиях тела, которое она употребляет, как свое орудие; ощутительно и отсутствие души; его все видят в бездействии и смраде охладевшаго трупа.

С истинным, глубоким, духовным утешением я был свидетелем того, как сердце ваше ожило для Бога; был свидетелем этого приятнейшаго зрелища и возблагодарил Бога. Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою. Этот союз – от ныне и до века! В этом союзе – условие истиннаго блаженства, блаженства вечнаго, предвкушение котораго уже начинается здесь на земле.