Житие святителя Тихона Задонского

Чудесное исцеление девицы Домники подтвердили под присягой три свидетеля.

IV.

Государственный крестьянин Воронежской губернии, пригородной слободы города Боброва, Спиридон Васильевич Артемьев, 35-ти лет, с давнего времени страдал головной болью и ничего не видел левым глазом. В последние шесть лет головная болезнь усилилась, и он нередко находился в самом тяжком состоянии. При этой болезни он стал слабо видеть и правым глазом. Слабость зрения увеличилась до того, что он не мог ходить без проводника и различать предметы, даже в ясную погоду.

Ко времени открытия св. мощей святителя и чудотворца Тихона он пришел в г. Задонск, вместе со своей женой, и как только приложился к св. мощам угодника Божия, тотчас же, при выходе из церкви, почувствовал облегчение от головной боли и правым глазом начал видеть явственнее прежнего. В настоящее же время Спиридон Васильев не чувствует никакой боли в голове, правым глазом может различать предметы и вообще чувствует себя в лучшем состоянии против прежнего. Это исцеление, кроме отца и жены исцелевшего, подтвердили под присягой три свидетеля.

VI.

Дочь однодворца Воронежской губернии, Нижнедевицкого уезда, села Краснополья, Матфея Иродионовича Черникова, девица Евфимия, 14-ти лет; на 7-м году от рождения, кажется, от испуга у нее начали образовываться наросты на груди и спине. Больная чувствовала, что внутри ее все жилы как бы притягивались к наростам, и она могла переходить с места на место не иначе, как только в наклонном положении (сгорбившись до живота). При этом она чувствовала в животе нестерпимую боль, которая не давала больной покоя ни днем, ни ночью, а после принятия пищи начиналась мучительная рвота. Два года тому назад больная не могла уже ни стоять, ни сидеть.

Мать больной, Стефанида Гаврилова, узнав о дне открытия св. мощей святителя Тихона, поспешила прибыть к этому дню в г. Задонск с своей больной дочерью. Больная с трудом могла приехать. «Но когда мать моя,— рассказывает о себе больная,— приложила меня к раке угодника Божия, а один из монахов возложил на мою спину крест, я тайно молилась и вдруг почувствовала в душе что-то для меня непонятное, и грустное и вместе радостное, — а внутри себя какую-то тонкую прохладу. В то же мгновение я выпрямилась и могла полагать земные поклоны и ходить с полной свободой, что, благодарение Богу и Его св. угоднику, продолжается и ныне. Но наросты на груди и спине остаются в прежнем положении».

Это чудесное исцеление, кроме больной и ее родителей, подтверждено под присягой 18-ю свидетелями.

VII.

Тамбовской губернии, Козловского уезда, деревни Иловайских двориков, временнообязанный помещика М. П. Попова крестьянин — Матфей Дмитриев Поляков, имеющий от роду 30 лет, в 1855 году получил ломоту в руках и в ногах. «От чего эта болезнь приключилась мне, говорил он при показании, я не заметил; а думаю, что от худого одеяния в холодное время». Впоследствии болезнь его усилилась и приняла такой злокачественный характер, что с правой стороны на плече и руке, также на лбу открылись раны, из которых текла материя. Тогда он лишился возможности носить платье и работать. Оставалось для него еще одно утешение: он мог пока ходить. Но вследствие потери соков от ран, силы его постепенно упадали, так что он едва держался на ногах во время ходьбы, а последние две недели перед исцелением лежал уже в постели. Таким образом, болезнь Полякова длилась шесть лет и надежды на благополучный исход ее не было.

Как же он получил исцеление? Здесь мы приведем его собственный рассказ, в устах неграмотного имеющий особую красоту и убедительность. «Имея,— говорил Поляков,— живую веру и упование на помощь святителя Тихона, прославленного Богом, дивным во святых, принял я твердое намерение идти в город Задонск на поклонение его святым чудотворным мощам. На первый день я, с большим трудом, прошел 7 верст; во второй день и третий, чувствуя уже некоторое облегчение от болезни, я мог проходить верст по 30, а по близости к Задонску, молитвами угодника Божия, раны на теле моем засохли, и я стал совсем здоров. В настоящее время, хотя и чувствую малую боль в одних ногах, впрочем, силы есть, и я работаю. Все сказанное могут подтвердить родственники мои и соседи». Так заключил показание свое исцеленный Матфей Поляков.