Житие святителя Тихона Задонского

ХIХ.

Тульской губернии, Епифановского уезда, деревни Извольской, Казановки тоже, помещика Льва Львовича Карбоньер временнообязанный крестьянин Климент Онуфриев под присягой показал: три года тому назад, по уборке хлеба в осеннее время (это было в воскресенье), домашние его пошли в поле для сгребания жнивы. Он приехал туда же, наложил жнивы воз и привез оный домой без всякой помехи. Так как до вечера оставалось еще довольно времени, то он поехал второй раз. В сей раз домашние его наложили воз больше прежнего. Он находился на возу и увязывал его веревкой. Когда натягивал веревку, она оборвалась, и он упал с воза и ударился о землю так сильно, что расшиб себе голову. Так как он упал на правый бок, то отшиб себе правую руку и правую ногу. Семейные его свалили жниву, положили его на телегу и почти замертво привезли домой. По ночному времени и дальнему расстоянию от села никто не решился ехать за священником. На другой день священник исповедовал его, приобщил Св. Таин и пособоровал. С того времени он не владел правой рукой, не мог ею перекреститься, а молился левой. Ходить он мог не иначе, как с помощью других, и то передвигая правую ногу. Оттого обувь на правой ноге изнашивалась скорее, нежели на левой. Шея его также сильно была повреждена. Он думал, что навсегда останется калекой. Когда сделалось известным об открытии мощей свт. Тихона, он возымел сильное желание побывать в Задонске. С большим трудом он дотащился до Задонска. Когда наряду с другими он приложился к мощам свт. Тихона, почувствовал облегчение от своей болезни. После сего он не рассудил долее оставаться в Задонском монастыре и отправился обратно домой. На дороге заметил в себе перемену к лучшему. Ногой он стал свободнее идти и рукой мог креститься. Удивлялся он сей перемене и сам себе не верил.

Отошедши верст двадцать пять от Задонска, он остановился ночевать в доме церковного старосты, куда по какой-то надобности пришел приходской священник. Он рассказал священнику о своем исцелении, и священник сказал ему, что он не хорошо сделал, что не заявил в монастыре о своем исцелении. Ему не хотелось возвращаться в монастырь, однако же решился возвратиться и объявил в монастыре о своем исцелении. В настоящее время он может посещать храмы Божии и по силе своей помогает домашним в их занятиях. По исцелении своем ходил для богомолья в некоторые святые обители.

О болезни и выздоровлении засвидетельствовали под присягой 6 человек соседей.

ХIХ.

Орловской губернии, города Ельца, мещанина Андрея Максимова сын, Тимофей Андреев, 18-ти лет от роду, по приведении к присяге показал:

На седьмом году возраста своего почувствовал он сильную ломоту в обеих ногах. Вскоре открылись на оных раны от колен до пят. Раны более были около ступни. От сего он едва передвигался, то с палкой, то ползком, около 10-ти лет. Услышав об открытии мощей свт. Тихона, он, Тимофей, пожелав быть в Задонске, выполз из дома на четвереньках в сопровождении матери. На третьей версте он почувствовал облегчение и хотя с болью, но на ногах пошел с другими. Пришедший в Задонск 11 августа он вместе с матерью пошел ко всенощному бдению. За множеством народа не мог приложиться к раке свт. Тихона, он взял из лампады, висящей пред мощами, масла и выпил оное. После сего ему сделалось гораздо легче. 11 августа он приложился к мощам свт. Тихона и почувствовал еще большее облегчение. Раны на ногах начали вдруг затягиваться По возвращении из Задонска начал ходить свободно. Удостоверили о сем: местный священник по священству, пономарь сей же церкви, отец, мать, свояк больного и один из соседей.

ХХI.

Орловской губернии, города Ельца, мещанин Иван Васильевич Рязанов под присягой показал: в 1861 году, в последних числах февраля месяца, приключилась ему болезнь, как предполагает он, от простуды. Сзади костреца появилась шишка в куриное яйцо и с продолжением времени быстро разрасталась и наконец сделалась величиной почти с человеческую голову. От сей болезни у него была сильная стрельба от шишки по самую ступень правой ноги и продолжалась день и ночь. Ходил он с большим трудом с помощью костыля. Для облегчения от страшного мучения. прибегал он к разным медицинским пособиям и к простым женщинам, но облегчения ни малейшего не получил. Услышавши о близком открытии мощей свт. Тихона, он дал обет ехать в Задонск. В пятницу 11 августа он удостоился приложиться к гробнице свт. Тихона и тут же почувствовал облегчение в болезни. Стрельба совершенно уничтожилась, и он пошел свободно без костыля. Из Задонска на пути домой он прошел 15 верст с палочкой. Стрельбы по сие время не ощущает. Но по приезде домой он увлечен был простыми бабками — их средствами лечения в намерении извести шишку разными припарками. В настоящее время он затрудняется в ходьбе. Нога у него как бы одеревенела. Но стрельбы и по настоящее время не чувствует.

Справедливость сего под присягой подтвердили: жена, тетка и двое соседей.

ХХII.