Житие святителя Тихона Задонского

С сего времени начал ходить слабо, согнувшись. Глазами смотрел неясно и почти всегда их зажмуривал. Ни о чем не имел понятия. Крестного знамения сам никогда на себе не мог положить. Когда подавали ему есть, то мать его крестила своей рукой. Есть не мог просить, хотя бы и до двух дней не ел. Подавали пищу ему или мать, или сестра. Во всю жизнь свою он сидел, пригнув голову свою к коленам. Редко сам мог приподняться; но на все требовалась сторонняя помощь. Спал немного и то тревожно. Как он был бессмыслен, то и свойства он был спокойного и необидчивого. В первых числах августа сего 1861 года сестра его Варвара положила твердое обещание вести его с собой в Задонск. С большим трудом Варвара вела Василия. Почти целый день едва могла она пройти с ним две версты, так как он, то ведомой ею, то сам, положив на нее руку свою, шел слабо, вяло и сгорбясь. Когда они вышли на Воронежскую дорогу, то сторонние ехавшие, из жалости и сострадания взяли их на свою повозку и довезли до Воронежа. От Воронежа также прошли они версты четыре, но Василию было легче. Разные поклонники, ехавшие в Задонск, подвозили их, кто сколько мог. Таким образом они доехали до Задонска. Когда Варвара с Василием вошла в церковь, и он приложился к мощам свт. Тихона (куда Варвару не допустили, а только одного Василия) и после сего подошел к сестре своей, то она заметила тотчас в нем перемену. Он начал креститься, целовал крест, бывший у него на груди, начал ходить прямее, хотя держал при себе два костылька. Они прожили в Задонске полтора месяца. Василий все более и более укреплялся в ногах и стал ходить прямо, без всякой сторонней помощи. Из Задонска пошли они пешком. В дождливое время их кто-либо подвозил. Из Задон­ска заходили в Елец, из Ельца в Ливны и 23 октября возвратились в Старый Оскол. В настоящее время глухонемой Василий, привыкший более других к сестре своей Варваре, наставляемый от сестры знаками, стал молиться Богу, ходить с ней в церковь, может сам пред иконой поставить свечу, может креститься и изредка класть поклоны, целует часто на груди висящие у него иконы разных святых, пьет, ест, спит мало, но спокойно. Скоро он ходить не может, но ходит прямо и тихо. Говорить и слышать не может, а о нужном показывает иногда знаками. Ведет себя скромно.

Справедливость показания о предшествующем состоянии глухонемого Василия подтвердили многие под присягою; и о настоящем его состоянии удостоверил своей подписью города Старого Оскола соборный протоиерей Евфимий Казминский.

Благодатные исцеления

по молитвам к святителю Тихону,

Задонскому и всея России чудотворцу, объявленные после открытия честных его мощей.

1.

Города Задонска, купеческая вдова Анисия Михайловна Дмитриева, 38-ми лет от роду, живущая на улице Одноличке, получила исцеление от святителя Тихона следующим порядком: в 1856 году заболела у нее правая нога и, несмотря на лечение, покрылась вся глубокими и большими ранами. Врачи предлагали ей, как последнее средство, отнять ногу, во Анисия на это не согласилась. Потом болезнь перешла на левую ногу и на обе руки. Раны на всех этих членах были ужасны; во многих местах из-за них виднелись кости. Болезнь продолжалась пять лет. 18 июня 1861 года, во время бывшего в Задонске большого пожара, сгорел ее дом и все имущество. Поместившись в шалаше, устроенном на пепелище, она особенно скорбела о сгоревшем образе свт. Тихона, пред которым в молитве и слезах, во все время болезни, находила единственное утешение. 30 июля увидела она в полусне, и как бы на яву, в прославленном виде свт. Тихона, который вошел к ней в святительской мантии, со Святыми Дарами в руках. Святитель предсказал, что скоро она будет здорова и дал ей причастие Св. Даров. В ту же минуту, проснувшись, больная почувствовала уже значительное облегчение, а в следующие за тем шесть дней все раны ее чудодейственно зажили, и к ней возвратились снова силы и здоровье. (Объявлено и записано 1 сентября 1861 г.).

2.

Тамбовской губернии, города Липецка и тут же живущий мещанин Максим Алексеев, 1 сентября 1861 года привез в Задонский монастырь четырехлетнего сына своего Василия, который с колыбели тяжко страдал от каменной болезни, не имея покоя ни днем, ни ночью. В этот же день на всенощном Богослужении и потом на молебне Алексеев молил свт. Тихона и сыну внушал молиться об исцелении от болезни. Святой угодник Божий скоро услышал общую их молитву: в ночь на 2 сентября у дитяти без всякой боли вышел камень и болезнь прошла. (Заявлено и записано 2 сентября).

3.

Города Ельца, пригородной слободы Ольшанца, однодворческая вдова Акилина Кондратьевна Колычева, 60-ти лет от роду, живущая в самой слободе, в 1858 году, вследствие тяжкой болезни, лишилась употребления ног. Только по комнате, и то с большим трудом, она могла переходить от одного стула до другого. Замечательна вера ее! Она всю жизнь свою питала глубокое уважение к святителю Тихону, и в болезни от него ожидала врачевания. Вскоре по открытии честных его мощей ей виделось во сне, что она со слезами молит новопрославленного святителя об исцелении ног от болезни, и что он точно исцелил их. Проснувшись, больная действительно нашла себя здоровой и стала свободно ходить. В течение двух первых дней сентября она пришла пешком в Задонск, от места ее жительства отстоящий на 40 верст, и для славы своего благодатного врача 4 сентября объявила о сем чуде.