Житие святителя Тихона Задонского

Как и первое издание, последующие выходили без указания имени автора на обложке. Но не может град укрыться, вверху горы стоя, а потому и имя автора столь много потрудившегося, чтобы как можно более полно восстановить историю земного жития, чудотворений и прославления святителя Тихона не могло остаться безвестным.

Это — действительный статский советник, петербургский цензор Николай Васильевич Елагин (1817-1891 гг.). В качестве источников для своего труда Н. В. Елагин пользовался трудом Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записками келейников святителя — Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьями в разных периодических изданиях, архивами Св. Синода. А кроме того, и — устными рассказами жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен, что и придает повествованию Елагина неповторимое очарование первоисточника. Тем более, что заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске.

«Полнота сведений и сквозящее в каждой строке чувство благоговейной любви к памяти святителя», — во за какие достоинства так полюбилась православному читателю книга Н. В. Елагина, согласно замечанию В. Литвинова, составившего подробнейшую библиографию изданий о св. Тихоне к 50-й годовщине его прославления.

Заметим, что Н. В. Елагин, как горячий почитатель памяти святителя Тихона, не ограничился лишь литературными трудами. Именно Николаю Васильевичу принадлежала идея основания Тихоновского женского монастыря на берегу Короцкого озера, в версте от села, где святитель родился и где, рядом с храмом, до сей поры покоятся в могиле его родители. Елагин через печать воззвал к содействию этому начинанию пожертвованиями и сам, будучи крупным помещиком, внес значительную сумму денег на строительство.

Необходимо упомянуть также и то, что второе издание труда Н. В. Елагина сопровождалось гравированным портретом святителя Тихона, которое в настоящем издании воспроизводится на обложке. Изображение это по-своему уникально.

Гравюра была выполнена со знаменитого, так называемого «Ходовского», портрета святителя, когда живопись еще не потеряла относительной свежести красок и не подверглась восстановлению, заметно исказившему первоначальный образ.

Портрет этот, по преданию, подарен был самим святителем Тихоном елецкому другу Козьме Игнатьевичу Студеникину, ктитору Покровской церкви. По свидетельству келейника В. Чеботарева, святитель «имел к Козьме Игнатьевичу особое благоволение и великую доверенность».

До самой своей кончины Студеникин бережно сохранял дорогой образ в своем доме. По смерти же его портрет святителя перешел к племяннице Т. И. Студеникиной, вышедшей замуж за купца Ходова. И с тех пор этот прижизненный образ святителя сохранялся в семье Ходовых вплоть до 1909 года, когда Ходовы в память о К. И. Студеникине передали образ Покровской церкви. Ныне судьба этого изображения, как отмечается, «отличавшегося большой достоверностью», пока точно не установлена. А потому и особо ценно ныне воспроизведение именно 2-го издания книги Н. В. Елагина, уже в начале XX столетия бывшего библиографической редкостью.

Часть 1.

Жизнь святителя Тихона Задонского

Предисловие

Источниками для составления жизнеописания святителя Тихона служили: