Житие святителя Тихона Задонского

1. Страх Божий всегда тщись иметь и молись Богу о том, чтобы Сам вселил в тебя свой страх. Рождается страх, с помощью Божией, от внимания: кто ты? И что поручено тебе хранить? Ты иерей и пастырь: храни ж овец Христовых, которых Он стяжал кровью Своей, и за них дашь Христу ответ, как ты их хранил; поминай смерть, суд Христов, небесное царствие и муку вечную поминай всегда.

2. Юн еси: храни частоту души и тела, на лица юные девические и женские не смотри прилежно, да не сатана сердце твое возмутит; слова праздного, шуток, смеха и всяких игр берегись; думай всегда, что пред лицем Божиим ходишь и Бог всегда на тебя смотрит; дело, слово и помышление твое все ясно видит. От обедов и собраний удаляйся, да убежишь греха; где смех, шутки и речи о людях бывают, от того места убегай; на помины и прочие обеды не ходи, а только, отправивши погребение в церкви, в дом беги: понеже в тех поминах обеденных много бывает соблазну; берегись крайне подать соблазн и словом и делом, «горе бо тому, имже соблазн приходит»,— глаголет Христос. Что священники, братья твои, делают и прочие лица, не смотри; но внимай, что Христос учит и повелевает; часто поминай Христовы страсти: что Он? И сколь страшное за нас подъял мучение? Нищих не забывай, но чем можешь — снабдевай; в служении, а паче литургии, весьма тщись со умилением и страхом стоять; помни, что пред Богом страшным стоишь и молишься о себе и о людях: также Тайны Святые совершай весьма благоговейно. Без дела никогда не бывай: часто Богу молись: читай часто первое Иоанна Богослова послание, там вся должность христианина изображена; такожде к Тимофею послания оба и к Титу послание, там служителей Христовых должность описана; читай и прочие книги, и что ни читаешь, достойно вписывай в тетради, дабы мог в случае людей наставлять.

3. С женой живи по-христиански, а не так, как скоты. Во время служения и пред служением от нее удаляйся, — знаешь, что здесь пишу. Увещевай и ее, чтобы чистоту любила. Читай 1-е Кор. послание, гл. 7, а паче ст. 29-й.

4. В исповеди весьма опасно поступай, чтобы грешника во отчаяние не привести, также берегись, чтобы и в обычай греховный не вошел грешник: в обычай грешник удобно приходит, когда грех без наказания бывает. — Обыкновенно священникам говорить: «Бог простит, Бог простит», но смотри: каково его покаяние, истинно ли кается, и впредь от греха обещается ли отстать. Такожде во отчаяние может прийти грешник, когда с ним жестоко поступает иерей, греха тяжесть показует, а о великом Божием милосердии не изъясняет, — надобно в сем случае иерею и праведный суд Божий грешникам представить некающимся, а истинно кающимся неисповедимое Божие милосердие. Молодых жен и девиц берегись исповедовать; молод ты сам, чтобы сатана плевела на сердце не посеял: пусть их другой священник исповедует.

5. По обедни всегда что-нибудь прочитай, хотя краткое, ради поучения людей, а праздника никакого не оставляй без поучения, и где бываешь в приходе, в чьем-либо доме, что-нибудь душеполезное сказывай, чтобы люди духовно созидались; ежели кого знаешь в чем греша, увещевай его и моли, чтобы перестал от греха и судом Божиим устрашай, и мукой вечной и неизвестной жития сего кончиною; горе христианам неисправным и попам, нетщащимся исправлять их! Лица сильного не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, сие бо есть звание священническое, и всем помощи у Бога проси, хотя и будут тебя за то ненавидеть злые и злословить, не бойся их: ты делай свое, Бог тебя защитит.

6. Обычаи злые, как-то божбу: «ей-Богу», «на то Бог свидетель» и прочее, призывание имени Божия в простых делах обличай и искореняй, понеже в сем люди тяжко грешат. Бог, Который повелевает: Да не будут тебе бози инии разве Мене, Той же повелевает: Не приемли имени Господа Бога всуе. Такожде, когда един с другим говорит: «Судит-де ему Бог»,— и прочее, все сие зло искореняй и обличай.

7. Напоминай всем, что суд Христов есть при дверях, уже настал день Христов, уготовил Господь на суд престол Свой. Оттуда страх родиться может.

8. Заповеди святые десять и сам часто прочитывай, с толкованием и людям своим прочитывай; изрядно протолкованы оные в книге Платона, учителя Великого Князя, думаю, что есть она у многих в Воронеже.

9. Богатым, друзьям, почтенным лицам не угождай — грех велик есть человеком угождать; но что видишь в них худо, обличай и страхом суда Божия грози неисправным.

10. Тако ежели по должности своей поступая презрен будешь и злословие, клевету и прочие гонения от беззаконных будешь терпеть, небреги о том, но паче радуйся по Христову словеси: радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех! Аминь.

Поминай и меня грешного.

Спиши зде увещание преподобного Моисея — оно написано в Прологе декабря 15-го дня — и прочитывай часто и внимай и тщись поступать так! Бог милостивый, видя твое усердие и тщание, просветит ум твой Своей благодатью и поможет тебе. Чего тебе усердно желаю» [37].

Один священник задал святителю Тихону вопрос: «Почему архиереи и священники называются пастырями?» В ответ на это святитель Тихон пишет: «Спрашиваешь ты у меня, ради чего епископы и пресвитеры называются пастырями? Ответ. Почему пастухи скотские называются пастухами, потому и епископы и пресвитеры называются пастырями. Пастухи выбираются от всего села или деревни, чтобы пасли скот их: тако пастыри, епископы и пресвитеры избираются от Церкви, чтобы пасли души христианские. Пастухи пасут скот бессловесный: пастыри пасут овец Христовых словесных, то есть людей, кровью Христовой искупленных. Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на добрую пажить, и там питают его: пастыри питают овец Христовых словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей: пастыри стадо овец Христовых берегут и защищают от диавола, демонов, еретиков. суеверов и прочих врагов — душевных зверей. Пастухи, ежели какая скотина от стада отлучится и заблудит, ищут ее и в стадо загоняют: пастыри, ежели какой христианин заблудит от пути истинного, тщатся его обратить словом Божиим и увещеванием и присоединить стаду Христову. Пастухи пасут стадо свое на поле и на степи: пастыри пасут стадо Христово в пустыне мира сего. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяевам: пастыри стадо Христово от мира сего в небесную ограду к Христу Господу предпосылают. Пастухи за труды и пастьбу мзду получают от хозяев: пастыри от Христа Господа за труды и пастьбу стада Его примут мзду — неувядаемый славы венец (1 Петр. V, 4).

Пастух лишается от хозяина мзды за потерю скотины; пастырь лишается от Христа мзды за погубление словесной овцы и отдается в наказание. Пастух невиновен бывает, ежели не его нерадением, но каким-либо другим образом скотина погибнет: пастырь невиновен будет и от Христа Господа не истяжется, когда христианин не его нерадением и несмотрением погибнет, но своим небрежением и своевольством, то есть, когда пастырь учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывая; но его, яко пастыря своего, не слушал. Вот тебе, ради чего епископы и иереи пастырями называются. Рассуждай убо сие и искушай себя, пасешь ли ты стадо Христово по-надлежащему? Отсюда последует: