Житие святителя Тихона Задонского

Сорок лет Бехтеев провел в обители и скончался в 1816 году.

Святитель Тихон особенно любил город Елец, в 38 верстах находящийся от Задонского монастыря, как издревле славящийся благочестием и постоянным усердием тамошних жителей к храмам Божиим, верностью Православной Церкви, — так что там нет ни одного раскольника, — кротостью граждан и взаимным согласием. Святитель Тихон был утешителем и наставником для Елецких жителей, как для духовных, так и для мирян. Еще будучи на епархии, пастырскими наставлениями своими он много способствовал к уничтожению в Ельце кулачных боев, бесчинных празднеств во время масленицы и качелей в летнее время. Граждане города весьма любили Тихона, и когда он выезжал из Ельца, толпа народу провожала его за реку Сосну, и он благословлял народ. Отъехав версты три от города, он останавливался, чтобы поклониться церквам и спрашивал иногда: «Когда построен этот город? Это Сион». Он любил так называть Елец. И в то время, как святитель думал оставить Задонск и переселиться в Новгородскую губернию, его удерживала любовь к Ельцу. «Мне жаль,— говорил он,— расстаться с этим городом, точно я в нем родился».

Из числа граждан Елецких он особенно любил Косму Игнатьевича Студеникина, с юных лет посвятившего себя на служение Церкви. Он был церковным старостою, проводил жизнь девственную, обучал детей чтению и письму и особенно благонравию и благочестию; сам подвизался в посте и молитвах, упражнялся в чтении Священного Писания и любил беседовать с людьми духовными, посвятившими себя Богу. И духовенство и граждане Елецкие весьма уважали его и вверяли ему своих детей для научения. Все получаемое в награду за труды, он раздавал нищим. Этого благочестивого мужа святитель Тихон избрал себе в собеседника и друга. Иногда целые ночи проводил он в его бедной келии, бывшей подле церкви, и беседовал с ним у себя в Задонске. Однажды, на шестой неделе поста, Косма получает письмо, в котором святитель просит его, несмотря на разлив рек, непременно приехать в Задонск. Косма тотчас же отправился в путь; по льдинам перешел реку, в санях доехал до Задонска, среди льдин на лодке переехал Дон и явился к святителю Тихону. Он вздрогнул, увидев его. Святитель был тогда в ужасном унынии; восемь дней не выходил из келии, ничего не ел и не пил, не принимал к себе никого, даже утеху свою — Феофана. По приезде Космы он велел подать чаю и потом раскрыл пред ним свое душевное состояние, доводившее его до отчаяния. Косма сказал все, что мог сказать в утешение Тихона. Беседа Космы и самый приезд его так утешили Тихона, что он сделался весел и, просидев с ним за полночь, пригласил его на другой день вместе с схимником Митрофаном, у которого обыкновенно останавливался Косма, к себе обедать. Когда они шли обедать, знакомый рыбак принес Митрофану живого вырезуба для Вербного воскресения. Митрофан отослал его к келейнику, но дорогой, остановив Косму, сказал: «Знаешь ли ты, какая пришла мне мысль? Вербное воскресение будет, а Космы у меня не будет; станешь ли ты есть вырезуба?» Косма отвечал: «С охотою». Митрофан, воротясь домой, велел келейнику приготовить уху и холодное из принесенной рыбы. Обед у святителя был простой, без масла, так как была пятница. Гости, утешенные тем, что святитель ласково принял их и сам был весел, простившись с Тихоном, пришли домой и сели за уху и холодное, послав келейника за водой для чаю. В это время отворяется дверь и входит святитель Тихон. Смущенный Митрфан упал на колени пред святителем, говоря, что он соблазнил Косму. Но святитель, зная строгую жизнь обоих, сказал им: «Садитесь, я вас знаю; любовь выше поста;» велел себе положить ухи, съел ложки две и потчевал Косму. Эта кротость и доброта святителя еще более поразила Косму, который знал, что Тихон во весь Великий пост в понедельник, среду и пяток не употреблял и масла. Он припоминал древнее откровение, бывшее в Задон­­­ском монастыре, что это место будет прославлено одним угодником, и в святителе Тихоне мысленно признав сего предсказанного угодника, он повторял, обливаясь слезами: «Так, Ваше Преосвященство!» Когда святитель стал просить объяснения сих слов, Косма перед образом Спасителя, бывшем в келии Митрофана, прославленном чудотворениями и теперь находящемся в иконостасе в большой церкви, рассказал, как бывший в Задонске архимандрит Варсонофий обмирал и слышал голос, повторенный ему: «Здешнее место будет прославлено одним Моим угодником». Услышав это, святитель, получив, может быть, некоторое тайное благодатное о сем уверение, заплакал и удалился в свой келию. и потом, призвав к себе Косму, просил его вновь рассказать видение. Выслушав вновь сей рассказ, святитель сказал: «Хотя я и не принимаю на свой счет, но прошу не рассказывать, пока я жив».

Святитель Тихон любил также из числа граждан Елецких Григория Федоровича Ростовцева, мужа воздержного и набожного. «Нам, монахам,— говаривал нередко святитель Тихон,— надобно учиться добродетельной жизни в его доме». Два сына Григория — Димитрий и Михаил — проводили безбрачную жизнь. Димитрий обыкновенно продавал дареные святителю вещи для раздачи нищим и покупал нужное для келии, а если приносили рыбу или иное съестное, то отсылал в острог.

Однажды святитель, будучи у Ростовцева и увидев бегающего по комнате мальчика, спросил: «Чей это мальчик и как его зовут?» «Это мой внук Александр»,— сказал Ростовцев. Свт. Тихон погладил по головке мальчика, благословил и, посмотрев на него с участием, сказал: «Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в небесное отечество». Чрез три дня доселе здоровый мальчик скончался. В другой раз, во время приезда к Григорию Федоровичу святителя, пришла к нему Елецкая мещанка, вдова, Вера Петрова, с четырьмя мальчиками и одной девочкой — малолетними. Она жила в крайней бедности и не имела родных и знакомых, которые бы могли помочь осиротевшему семейству; сама же Вера, хотя и занималась малым торгом, но добросовестная выручка едва ее питала. «Откуда ты, раба Божия?» — спросил у нее свт. Тихон. «Здешняя, ваше Преосвященство. Пришла просить Вашей архипастырской милости. Я несчастная вдова, а эти (указывая на пятерых детей) — мои несчастные дети. У меня нет ни куска хлеба, ни одежды, ни копейки денег. Утратила с ними свою силу». Свт. Тихон прослезился и принял в ее семействе живое участие. Двух старших мальчиков взял с собой в Задонск для воспитания, а вдове с остальными детьми дал денег. Нет слов выразить радостного их чувства... Вера плакала, кланялась, благодарила. Малютки, вместе с матерью, плакали, припадали к ногам Преосвященного, целовали его руки.

Через несколько времени свт. Тихон снова приехал в Елец. На обратном пути вздумал он заехать к Вере Петровой, жившей за рекой Сосной, в Ямской слободе. Веры не было дома. Владыко вошел в комнату и, не найдя хозяйки, оставил на столе несколько денег. Возвратившись, Вера Петрова, увидев на столе серебряные деньги, недоумевала: кто бы мог оставить ей такой драгоценный подарок. Соседи, видевшие приезд и отъезд свт. Тихона, пришли поздравить ее. «Где ты была? — спрашивали у нее.— К тебе сам архиерей заезжал!» Набожная вдова, услышав от соседей такие подробности, стала благодарить Господа, питающего сирых и несчастных; потом вышла за ворота дома, кланялась вслед свт. Тихону: «Благодарю тебя, архипастырь, кланяюсь тебе, Преосвященнейший Владыко, почитаю тебя, святитель Тихон!»

Когда в 1770 году в последний раз был святитель в Ельце, он останавливался у Ростовцева.

Благословению святителя Тихона Елецкий Знаменский женский монастырь обязан своим восстановлением. В большой пожар 12 апреля1769 г. сгорел Елецкий женский монастырь и сестры переведены были в Воронежский. Вскоре после сего пожара Елецкая девица, Матрона Солнцева, поступила в Воронежский монастырь. Пожив там несколько времени, она пошла в Елец повидаться с отцом и на пути зашла к святителю Тихону в Задонск принять его благословение. Святитель благословил ей остаться в Ельце на месте сгоревшего монастыря, предрекая, что, по молитве почивших там стариц, после разных скорбей, устроится монастырь. Матрона на месте сгоревшего женского монастыря нашла одну только убогую келию, где жила старица Ксения. Эта келия сделана была из каменного погреба, покрытого дубовыми ветвями, смазанными глиною; Ксения сама сложила печку, сделала дверь также из дубков. Увидав скорбную жизнь Ксении и услышав, кроме того, о притеснениях со стороны крестьян, Матрона не решилась остаться тут, а пошла опять в Воронеж. Будучи в Задонске, она объяснила святителю Тихону причину, почему она не осталась в Ельце. «Ну, Матрона,— сказал святитель,— не послушалась меня остаться в Ельце, потужишь, да поздно будет; это тебе так не пройдет». По возвращении в Воронеж Матрона сделалась больна и полтора года пролежала в постели. Признавая в своей болезни наказание Божие за ослушание святителю Тихону, она дала обещание, если выздоровеет, исполнить волю святителя. Вскоре после сего болезнь прошла, и Матрона с другой послушницей, Екатериной, родом из Липецка, отправилась в Задонск и, испросив благословение у Тихона, поселилась в Ельце на месте сгоревшего монастыря, вместе с Ксенией, которая имела уже деревянную келью. По просьбе святителя Тихона елецкий купец Конон Никитич Кожухов выстроил для Матроны с Екатериной особую келью. Около них начали собираться сестры.

Матрона, в пострижении монахиня Олимпиада, выстроила, при пособии святителя Тихона, деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери. Святитель Тихон навещал иногда, будучи в Ельце, смиренных сестер, руководил их своими советами и наставлениями в духовной жизни; убеждал купцов Елецких не оставлять их и в телесных нуждах. В часы искушений он особенно являлся со своей помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения. Он часто являлся ангелом-утешителем во время недостатков их, посылая им нужное для пищи и тепла. Однажды в зимнее время, не имея дров, Матрона хотела изрубить половину из пола и ею истопить печь. Святитель Тихон послал схимонаха Митрофана купить им дров, и он доставил им дрова в то время, как сестры собирались рубить половицу. При умножении сестер, Матрона, тяготясь неприятностями, хотела было оставить это место и поехала в Задонск просить благословения свт. Тихона; но, переезжая Дон на лодке, едва не утонула и воротилась на свое место. В 1823 г. указом Святейшего Синода был восстановлен Елецкий женский монастырь. Так исполнилось пророчество святителя Тихона.

Жители Ельца помнят любовь святителя Тихона к их городу и доселе сохраняют благоговейную память к нему. Кроме того, что многие из граждан ездят в Задонск на день памяти святителя Тихона, 16 июня, как день его тезоименитства, и 13 августа, как день его кончины, и в самом Ельце во всех церквах ежегодно отправлялись в эти дни панихиды по святителе Тихоне, несмотря на то, что Елец давно уже не принадлежит к Воронежской епархии. В памяти граждан живут различные сказания о святителе Тихоне и с благоговением хранятся принадлежавшие ему вещи. Так у купцов Ходовых, родственников Космы Студеникина, хранятся шелковый платок и икона, доставшаяся от святителя Тихона. Племянница Космы Студеникина, Татиана, пяти лет была представлена святителю Тихону как сирота, недавно лишившаяся родителей. Свт. Тихон, утешая ее, сказал: «Божия Матерь есть покровительница сирот», и вынув из клобука платок, подал ей, говоря: «Вот тебе гостинец!» Этот платок, находящийся у Пелагеи Ходовой, страдающие головными болезнями возлагают на голову и получают по вере облегчение от болезни. У сей же Ходовой находится образок Владимирской Божией Матери, писанный на круглой медной доске, с изображением на другой стороне святителя Николая Мирликийского, дарованный святителем Косме Студеникину. Сию икону часто берут вступающие в брак при венчании, как знамение благословения святителя Тихона.

У купчихи А. И. Мясищевой хранится полусгорелый Псалтирь, принадлежавший святителю Тихону, купленный у келейника его Чеботарева мужем Мясищевой.

Среди духовенства города Ельца сохраняется такой рассказ о святителе Тихоне. Зайдя в дом к город­скому Елецкому священнику, святитель увидел, что у него сени из плетня: «Не грусти,— сказал Тихон,— и не стыдись, поживешь и тесовые наживешь; честь и добрые дела дороже каменного дома».

Глава VI.

Последние годы жизни свт. Тихона и кончина его