Житие святителя Тихона Задонского

Правивший Воронежской паствой Тихон III, получив донесение от настоятеля Задонского монастыря, игумена Самуила, о кончине святителя Тихона и о предсмертных его распоряжениях, признал, что назначенное им место для погребения тела его, не соответствует святой жизни и заслугам архипастыря. Потому приказал похоронить его в Задонском монастыре, под алтарем соборного храма в честь Божией Матери Владимирской, в особом склепе, где уготовив могилу, выкласть оную кирпичом. При том предписал:

1) избрав в Воронежской соборной церкви из архиерейской ризницы к облачению тела святителя пристойную одежду, отправить оную с нарочным дьяконом в Задонск;

2) гроб, изготовленный святителем для себя, оказался короток; потому приказано игумену Самуилу уготовить новый гроб, который обить посланной с дьяконом материей. Облечь Его Преосвященство в посланную архиерейскую одежду и, положив во гроб, учинить со всеми находящимися в монастыре и в близ обстоящих селениях священнослужителями отправление панихиды, а потом, с подобающей честью, на раменах священнических, вынести тело в церковь, где поставив, непрестанно читать священникам Евангелие;

3) пригласить к погребению настоятелей монастырей: Елецкого игумена Климента и Дивногорского игумена Иова, и протопопов Лебедянского и Елецкого, и всех города Ельца и близлежащих Задонского монастыря селений священников и дьяконов, а в Ельце для исправления треб оставить двух священников. Известить также о погребении всех священников и дьяконов города Воронежа, дабы желающие из них были о том сведомы;

4) сделать распоряжение, чтобы повсеместно по церквам Воронежской епархии совершалось за упокой святителя Тихона поминовение.

Лишь только весть о кончине святителя Тихона разнеслась по городу и окрестным селениям, монастырь наполнился народом. До самого дня погребения множество сельских жителей и граждан из Воронежа и еще более из Ельца день и ночь приезжали в обитель. Все монастырские иеромонахи служили панихиды для приезжающих, и то не успевали удовлетворить желанию каждого. Монастырь оглашался воплем, особенно нищих и бедных.

Елецкие купцы сделали новый гроб, обитый черным гласом и обложенный мишурным белым газом. Согласно завещанию святителя Тихона, он облачен был в приготовленную им одежду малого архиерейского облачения. Но потом, по снятии с него рясы, возложено на усопшего присланное епископом Тихоном III полное архиерейское облачение. Хотя прошло уже четверо суток после кончины Тихона, но при переоблачении тело не окостенело, руки разводились, как у живого; в таком виде было и погребено. 17 августа усопшего вынесли из келии в большую монастырскую церковь. На следующий день прибыл Преосвященный Тихон III и совершил погребение 20-го числа.

По окончании литургии он сказал трогательное слово, в похвалу почившего архипастыря [45], из текста: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста: но в законе Господнем воля его и в законе его поучится день и нощь». После изъяснения сих слов и применения к усопшему святителю Тихон исчислением добродетелей его доказал, что святитель Тихон всю жизнь свою располагая сообразно ублажению Давидову, достоин и титула мужа блаженного. Епископ живыми чертами изобразил его нрав, его удаление от чести и славы, его христианскую простоту, кротость, смирение, ревность по вере, любовь к ближним, его неусыпное старание о наставлении ближних благочестию и истинной христианской добродетели. Все это он подтверждал событиями его жизни. «Все это,— так заключает Тихон первую часть слова,— доказывает, что он блажен. Святитель сей блажен,— повторил он,— но смертью его не уменьшилось ли наше на земле удовольствие? Не находится ли праведных причин тем слезам, которые мы над гробом его проливаем? Так, слушатели! Я сам ныне лишен в нем не только собрата и сослужителя моего, но и друга. Я, праведные проливая слезы, теряю в нем того, коего сердцу открыты были мои чувствования и коего опытность часто дополняла испытания мои. Поведайте же теперь чувствования свои все те, кои пользовались такой же доверенностью и дружеской откровенностью сего добродетельного мужа, поведайте нам праведные скорби сердца вашего. Но почто?.. Я верю в скорбь их, соразмеряя оною скорби собственного моего сердца. Придите ныне вы, коим он давал отеческие наставления и поучения; вы, коих решал он сомнения совести, коих сердца успокаивал он сладкими утешениями, коим подавал он душеспасительные советы, поведайте, праведны ли ваши слезы над прахом сего добродетельного вашего Наставника? Но все сие есть еще не столь великая потеря для вас, для вас, воспользовавшихся его поучениями. Ибо он вам на все ваши нужды, на все недоумения совести, на все душевные скорби, оставил правила, советы, врачевства в своих книгах и в своих посланиях. И так вы не все потеряли в смерти своего пастыря. Он для вас и подобных вам бессмертен будет в своих благочестивых и добропоучительных писаниях. Но вы, — вы, стенящие под гнетом житейских несчастий и бедствий; вы, сиротствующие и нуждающиеся; вы, лишенные покрова и жилищ, неимущие одеяния, алчущие хлеба; вы, осужденные на заключение в мрачных темницах и узах! Не больше ли всех вы потеряли? Кого вы ныне с нами погребаете? Чьим останкам даете на земле теперь последнее целование?.. Се охладело смертным мразом то сердце, которое пламенело к вам сострадательной любовью; онемели те уста, кои утешали вас в скорби, кои приветствовали нас, яко детей, кои часто даже лобызали вас снисходительно; оледенели те руки, кои простирались к вам на помощь со щедрой милостыней; неподвижны те ноги, кои всегда поспешно текли к печальным жилищам вашим, аки в жилища радости. Придите, обратите слезящие очи на благодетеля своего все те, кои во всякой нужде к нему прибегали, и рыдайте ныне рыданием достойным слез. Вспомяните, что он был, яко Иов праведный: око слепым, нога хромым, одежда нагим, алчущим пища, прибежище всем скорбящим, немощным подкрепление, печальным утеха, в душевных изнеможениях врачевство. Отселе, когда вы рыдать будете под бременем несчастий, когда болезнью отягчаемы будете, останетесь без утешителя и помощника; когда истаивать будете от глада, скитаться без покрова, хладеть без одеяния, то не прейдет уже к вам ваш Тихон, искавший некогда вас сам. Вы приближитесь к его жилищу, воззрите на те двери, из коих являлся он вам, яко небесный Ангел-утешитель; пождете и не узрите отверзающего; не увидите десницы, простирающейся к вам для благословения и милостыни подаяния; не обрящете вопрошающего вас о ваших нуждах. Вы, припамятовав Тихона, обольетесь слезами и с сугубой горестью сердца отыдите от жилища его без помощи, без утешении. Вы поищите его, и вам покажут гроб его, над коим вы, в тяжких скорбях сердец ваших, припадете с рыданиями». После сего проповедник убеждал слушателей к подражанию добродетелям преставившегося пастыря и заключил слово свое воззванием «О мужу святый! Представ пред престол всеблагого Бога, помяни и нас, любящих и почитающих Тя!»

Все присутствовавшие обливались горькими слезами при слушании трогательного поучения. После отпевания, на котором присутствовало множество духовных из Воронежа, Ельца и окрестных селений, пред последним целованием тела, первенствующий иеродьякон прочитал духовное завещание святителя Тихона.

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ТИХОНА

«Слава Богу о всем!

Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию! Слава Богу, яко мене падшего искупил! Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял! Слава Богу, яко мене согрешившего в покаяние призвал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник сияющий в темном месте, и тем мене на путь истинный наставил! Слава Богу, яко мои очи сердечные просветил! Слава Богу, яко подал мне в познании святое имя Свое! Слава Богу, яко баней крещения грехи моя омыл! Слава Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, который о себе глаголет: Аз есмь путь, истина и живот! Слава Богу, яко согрешающего мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях мене сохранял [46]! Слава Богу, яко мене от врага дьявола защищал! Слава Богу, яко мене лежащего восставлял! Слава Богу, яко мене печалующегося утешал! Слава Богу, яко мене заблуждающего обращал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой суд, да того боюсь и каюсь за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которой немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которой нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался! Слава Богу и о прочих Его благах, которые мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем!

Ныне я к вам, братия моя, слово обращаю. Не могу я с вами, яко же прежде, устами и гласом беседовать, яко бездыханен и безгласен, но беседую малым сим письмецом. Первое: храмина тела моего разрушилась, и яко земля земле предается, по слову Господа: земля еси и в землю пойдеши. Но с святой Церковью чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Надежда моя сидит одесную Бога, Иисус Христос, Господь мой и Бог мой. Он воскресение и живот мой. Он мне глаголет: Аз есмь воскресение и живот; верующий в Мя, аще и умрет оживет. Он меня спящего всесильным Своим гласом возбудит. Второе, отшел я от вас в путь всея земли и отлучился, и уже друг друга не видим, яко же прежде. Но увидимся паки тамо, где соберутся вси языцы, от начала мира до конца пожившия. О, сподоби, Господи, и тамо видеться, где Бог видится лицом к лицу, и тем видящих оживляет, утешает, радостотворит, увеселяет и вечно блаженными делает. Там люди, яко солнце сияют; тамо истинная жизнь; тамо истинная честь и слава; тамо истинная радость и веселие; тамо истинное блаженство, и все вечное и бесконечное. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя! Третие, благодетелям моим, которые мене при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости благами своими снабдевали, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день он, в котором всем по делам их воздастся! Четвертое, всем, которые меня как-нибудь обидели, простил я и прощаю; да простит им и Господь своею благодатью! Прошу и мене простить, ежели кого чем обидел, яко человек. «Оставите и оставится вам»,— глаголет Господь. Пятое, пожитков, как у мене не было, так и не осталось по мне; прошу убо с тех, которые при мне жили и служили мне, ничего не взыскивать. Простите, возлюбленные, и Тихона поминайте».