Житие святителя Тихона Задонского

При жизни своей святитель Тихон не печатал своих сочинений. Он раздавал их в списках своим знакомым и давал читать рукописные. В духовном завещании своем он поручил своему келейнику Иоанну представить их на рассмотрение Святейшего Синода. Хотя Тихон III и опасался за участь сочинений святителя Тихона I-го, но, кажется, Иоанн исполнил в точности завещание святителя Тихона. Из бумаг, оставшихся по смерти Иоанна (иеромонаха Тихона) и хранящихся в Софийском, близ Усмани, монастыре, видно, что он немедленно донес Святейшему Синоду о духовном завещании относительно книг. Указом Святейшего Синода, от 21-го марта 1784 г. за № 654, разрешено Иоанну отпечатать «Приготовление к мудрости христианской, о грехе вообще и о последующем греху, о покаянии и христианстве, о должностях христианина к самому себе, о должностях христианина к ближнему, письма посланные и келейные, об истине Евангельского учения, о вере и разные проповеди». В 1795 г. Иоанн подавал митрополиту Гавриилу прошение о дозволении напечатать второе издание сочинений святителя Тихона [47].

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в следующем порядке.

1. Наставление христианское, в одной книге, писанное во время пребывания в Задонске, для Острогожского гражданина Ростовцева. После Тихон присовокупил еще к сей книжке: «Прибавление о взаимных должностях христианских». Цель сочинения сего та, чтобы научить христианина поступать во всех случаях, обстоятельствах и отношениях так, как требует слово Божие и как прилично христианину. Сия книга напечатана в 1784 году сперва гражданскими буквами, в Санкт-Петербурге у Шнора, в 4-ю долю листа, а потом славянскими в 1787 г.; после сего печаталась в Московской Синодальной типографии славянскими буквами в 1789 и 1794 годах, и выдержала несколько изданий, в 4-ю долю листа. Ибо Святейший Синод признал сию книгу достойной быть в числе поучительных церковных, какие сочинять для Церкви предписано в Духовном Регламенте. Святейший Синод в церковном издании сделал некоторые изменения и дополнения. Так, после § 31 поставлена статья о том, как должно всемерно удаляться пьянства, взятая из книги «Об истинном христианстве». (Том II, § 106-108). После §51 помещены все краткие нравоучительные слова святителя Тихона (числом 26), исключая слова о христианском воспитании детей, которое помещено между взаимными должностями христианина. После сих слов следует прибавление о взаимной должности христианской, с некоторыми изменениями и сокращениями статей. Церковное издание озаглавлено: «Наставление о собственных всякого христианина должностях» и разослано по всем церквам для чтения народу.

2. Разные проповеди, сочиненные и говоренные во время пребывания Тихона на епархии, напечатаны в Санкт-Петербурге, в 8-ю долю листа, в одной книге, в типографии Шнора и второй раз в 1794 г. в Синодальной типографии. Всех слов помещено десять. Их немного потому, что Тихон чаще проповедовал без письменного приготовления.

3. Плоть и дух, или собрание некиихь нравоучений из Святого Писания Нового Завета и Псалмов и толкователя Святого Писания Златоустого, Великого вселенныя Учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненное. Книга эта состоит из 54 глав нравственного содержания. В каждой главе сперва выбраны тексты из Священного Писания, потом приводятся мысли из сочинений Златоуста, наконец собственные Преосвященного Тихона размышления и увещания, расположенные по статьям. Это сочинение писано во время правления Воронежской паствой и окончено в июле 1767 года. Тихон написал его для чтения народу своей паствы. Но так как он вскоре оставил управление епархией, то не успел разослать повсюду, кроме немногих списков. Вскоре после кончины Преосвященного Тихона один список сей книги попал в руки издателя разных книг Петра Богдановича. Он, переменив название и не упомянув имени сочинителя, напечатал ее от себя в С.-Петербурге, в 8-ю долю, под заглавием: «Скрижаль нравоучения, заключающегося в Древнем и Новом Завете и в преданиях великого вселенского учителя святого Златоуста, с приложением о каждом предмете рассуждений». Присвоение себе издателем сей книги замедлило издание подлинной, пока не отыскан и не представлен был список, исправленный рукой Преосвященного Тихона. Тогда сие сочинение отпечатано было, в 1796 году, в С.-Петербурге, в типографии Корпуса чужестранных единоверцев, в 8-ю долю, в одной книге.

4. Краткие нравоучительные слова, числом 27, сочиненные во время пребывания на покое в Задонске, для монастырского церковного чтения, в целом имеющие связь. Они напечатаны в 8-ю долю одной книгой в С.-Петербурге, в 1784 году, в типографии Брейт­копфа, и второй раз, в 1794 году, в Синодальной типографии. Святейший Синод включил их в книгу: «Наставление о собственных всякого христианина должностях».

5. Разные письма, к некоторым приятелям посыланные, во время пребывания его на покое в Задон­ском монастыре, числом 27. Напечатаны в С.-Петербурге в 1784 году у Шнора и в 1803 году в Императорской типографии, в 8-ю долю. Много писем святителя Тихона остается неизданных, сохраняющихся у потомков его друзей.

6. Письма келейные, писанные также в Задонском монастыре, числом 123, для излияния и сохранения мыслей, рождавшихся у святителя Тихона. Напечатаны в С.-Петербурге 1784 г. у Шнора и в 1796 г. в типографии Корпуса чужестранных единоверцев, в 8-ю долю.

7) Об истинном христианстве. Книга сия писана свт. Тихоном в 1770 и 1771 г.г. Она содержит полную систему Нравственного богословия христианского, изложенную простым собеседовательным языком; везде показывает в сочинителе глубокое знание Священного Писания и опытное ведение духа Христовой Веры. Первоначально сия книга напечатана в 1785 г. в С.-Петербурге у Шнора. Издатель к заглавию книги прибавил от себя из заглавия книги об истинном христианстве Арндта слова «содержащее в себе учение о истинной вере, о святом житии, о спасительном покаянии, о сердечном умилении, о болезновании грехов и о пребывании истинных и неложных христиан. Такожде, как истинный христианин может победить грех, смерть, дьявола, мир и всякое бедствие». Но книга святителя Тихона ничего не имеет сходного с книгой Арндта, и гораздо яснее, подробнее, поучительнее и лучше ее. В 1803 г. в Императорской типографии вторично была напечатана сия книга, в шести частях, в 8-ю долю листа.

8. Сокровище духовное, от мира собираемое, писано в Задонском монастыре в 1777-1779 годах. Книга сия содержит 157 размышлений о нравственных предметах, пробужденных встречавшимися чувственными предметами или случаями жизни, или нечаянно слышанными словами. По содержанию своему она сходна с книжкой, изданной на латинском языке Иосифом Галлом, епископом Оксфордским, и напечатанной на русском языке, в Москве, 1786 года, под названием «Внезапные размышления, произведенные вдруг при воззрении на какую-нибудь вещь», в 131 статье. Но «Сокровище духовное» гораздо обширнее, подробнее и везде сопровождается свидетельствами слова Божия, чего нет у Галла. «Сокровище духовное», разделенное на 4 части, напечатано в 8-ю долю листа в С.-Петербурге в 1784 г. в типографии Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса и второй раз в 1796 году в типографии Корпуса чужестранных единоверцев.

9. Остальные сочинения Преосвященного Тихона напечатаны в С.-Петербурге в Императорской типографии в 1799 г., в 8-ю долю, одной книгой. Здесь собраны сочинения и переводы, которыми занимался Тихон во время управления епархией и на покое, прежде не изданные и расположенные в шести отделениях: 1) Наставление духовенству, в 5 статьях; 2). Наставление всей пастве, в 10 статьях; 3) Переводы с эллиногреческого языка, в 3 статьях; 4) Размышления и замечания из текстов, в 14 статьях; 5) Наставления, писанные для монашествующих, в 15 статьях; 6) Письма к приятелям, числом 19.

В 1794 г. в С.-Петербурге вновь изданы были еще, в 8-ю долю листа, из прежних сочинений святителя Тихона: 1) «Наставление христианское»; 2) «Краткие нравоучительные слова»; 3) «Разные проповеди».

В 1825 году Преосвященным Евгением сделано было новое издание сочинений святителя Тихона, в 15 томах, в следующем порядке: