Житие святителя Тихона Задонского

ТОМ I.

1) Жизнеописание Преосвященного Тихона, составленное Преосвященным Евгением Болховитиновым.

2) Наставление духовенству.

3) Наставление монашествующим.

4) Наставление всей пастве.

5) Наставление христианское. Составлены из остальных сочинений святителя Тихона — все 1-е отделение, все 5-е отделение, а из отделения 2-го — статьи 3, 4, 5, 9, 10.

ТОМ II.

Плоть и дух.

Разные размышления. Помещено все 4-е отделение из остальных сочинений и из 6-го отделения статьи от 11-й до конца 19-й.

Переводы с эллиногреческого.

ТОМ III.

Разные проповеди.

Краткие нравоучительные слова. К ним прибавлены из остальных сочинений отделения 2-го статьи 1, 2, 6, 7, 8.

ТОМА IV, V, VI, VII, VII, IX.

Содержат сочинение об истинном христианстве.

ТОМА X, XI, XII, XIII.

Содержат в себе «Сокровище духовное», в 4-х частях.

ТОМ XIV.

Разные письма, к некоторым приятелям посланные. К ним прибавлены из 6-го отделения остальных сочинений статьи от 1-й до 11-ю.

Т О М XV.

Письма келейные.

В издании 1837 г. разные размышления и переводы с эллиногреческого из 2-го тома перенесены в 15-й.

Святитель Тихон во всех своих сочинениях имеет в виду нравственное назидание своей паствы. Он хотел быть не ученым толкователем истин веры христианской, а простым проповедником Евангелия для простых душ христианских, ищущих спасения. В творениях его мало можно встретить таких богословских догматических рассуждений, в которых бы истины Веры излагались в систематическом порядке. Он не обращается к ученым доказательствам истин Веры Христовой. Имея целью не человекоугодие и не услаждение читающих, а единственно пользу и спасение [48], назидание, а не показание своей мудрости [49], — он говорил только о том, что необходимо и полезно знать христианину, и в изложении своих мыслей заботился об одном, чтобы все его поняли. «Познается истинный христианин,— говорил он,— не от того, что красно говорит или пишет, но от того, что красно и богоугодно живет; не от внешнего любомудрия, но от Евангельской и христианской философии обучения. Многие красно говорят и пишут, но грубо живут; многие изрядно в естественных вещах философствуют, но христианского и алфавита не знают. Истинный мудрец есть, кто миру юрод, но Христу мудр. Подлинно несмыслен и безумен, кто хотя и все знает, но Бога и Христа Сына Божия не знает» [50].О внешних совершенствах слова Тихон не заботился, будучи уверен, что часто грубое слово, благодатью Божией и любовью растворенное, то делает, чего многие красноречивые риторы не могут сделать [51]. Тихон часто, прерывая нить своих мыслей, останавливается на том, что казалось ему невразумительным для простого читателя, и старается объяснить всеми способами, какие может изобрести любовь отца, беседующего с юными детьми [52]. Эта-то простота его беседы, полная сердечной искренности и любви, производила многие красноречивейшие страницы в его поучениях.

Святитель Тихон хотел действовать на ум и сердце христианина той внутренней силой учения христиан­ского, по которой оно, как истина живая и всеобъемлющая, удовлетворяя всем существенным потребностям души человеческой, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и невольно покоряет себе ум и сердце человека. Сам глубоко убежденный в Божественном достоинстве преподаваемого учения, особенно же как учитель простых людей, только умоляет христианина не лишать себя высокого блага веры непоколебимой, говоря: «Буди твердо верен [53]..., поверь, пожалуй, неложному Божию слову, которое достовернейше есть паче всякого ведения [54]». Слово Божие и святая Церковь — вот два незыблемые основания, на которые указывает святитель Тихон. «Что слово Божие открывает нам, тому так несомненно должно верить, как бы глазами нашими видели то, или далеко более. Понеже чувство наше удобнее нас может обмануть, нежели слово Божие, яко от неложного Бога сказанное. Ему более мы должны верить, нежели от мертвых воскресшему и поведающему. Божие свидетельство, которое во Святом Писании объявлено и знамениями и чудесами утверждено, достовернейшее есть паче гласа всего света. Ибо свидетельство Господне верно (Пс. 18:3). Всяк бо человек солгать может, но Бог, яко вечная истина, солгать не может. И потому, что открыл нам Бог, тое, несомненно, тако и есть, и что предсказал имеющее быть, тое непременно в свое время будет... Будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было; будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние [55]. Так сие истинно есть, как истинно есть, что вчерашний и прочие пришедшие дни были и нынешний есть. Сего ради слово Его святое, в Библии написанное, за основание и утверждение Веры нашей и всего нашего благочестия имеем, яко слово Его истинное, неложное и достоверное, яко и Сам Бог. Ему так должно верить, как бы Сам Бог безпосредственно к нам глаголал [56]». Смысл Священного Писания Тихон повелевает узнавать у святой Церкви [57]. «Берегись испытывать то, что выше тебя. Веруй во всем так, как святая Церковь верует. Сей есть путь безопасный [58]. Писание Святое научает, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю, с исполнением их, из ничего, хотением и словом. Так и есть. Так вся святая Церковь верует и исповедует. Проповедует Писание, что Христос Господь наш есть истинный Бог и истинный человек, не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах не слитно познаваемый. Тако и есть. Тако Его святая Церковь исповедует, почитает и поклоняется Ему. Объявляет Писание, что в Святейшей Евхаристии истинное есть тело Христово и истинная есть кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся Церковь верует и исповедует. — Утверждай убо веру твою на сем твердом и непоколебимом основании. И аще сатанинское искушение в мыслях, или злый какий и развращенный человек будет предлагать разврат тебе, мечом слова Божия и верой Православной Церкви святой отгоняй от себя хитрокозненного змия того, глаголя так в себе и устами исповедуя: тако святое Божие слово научает нас и святая Церковь верует и исповедует. Верую и исповедую, как слово Божие открывает и научает и как Церковь верует и исповедует» [59].

Излагая тайны веры без всяких мудрований, в принятых Церковью выражениях, святитель Тихон беспрестанно прерывает изложение догматических истин нравственными замечаниями, излиянием благочестивых чувствований и различными обращениями к слушателю или читателю. Он хочет внушить христианину, что Бог и Божественная истина для нас должны быть не столько предметом созерцательного исследования, сколько предметом благоговения, живой любви и благодарности; что христианин должен более очищать сердце свое и стараться жить по заповедям Евангелия, нежели постигать его тайны. Он говорит о духовной природе Божества для того, чтобы научить христианина поклоняться Ему духом и истиною; о вездеприсутствии и всеведении Божием — для того, чтобы показать необходимость ходить всегда пред Богом в чистоте и правде; о премудрости, устрояющей все к пользе нашей и благости беспредельной — для того, чтобы все сердце и любовь христианина обратить к единому Богу. Излагая учение о Боге, как о Творце и Промыслителе всего, он старается возбудить глубокое чувство благодарности к Нему, хочет научить христианина благоговейно возноситься мыслью к Богу, как Виновнику нашей жизни, нашей души и всего, что мы имеем. Чаще всего свт. Тихон беседует о непостижимой любви Божией, явленной нам в воплощении Сына Божия для нашего спасения, о святейшей жизни Богочеловека, о трудах и страданиях, подъятых Им для нашего спасения, и неизобразимых Его благодеяниях и заслугах. Противопоставляя сему растление нравов человеческих, беспечность христиан и жизнь, недостойную таких милостей и высокого звания, всей силой души убеждает бросить грех, любить одну добродетель, предаться в любовь Божию всей полнотой своего существа. О тайне соединения двух естеств в лице Иисуса Христа и подобных предметах свт. Тихон говорит кратко. Но много говорит он о страшном суде Христовом, о муках вечных, чтобы побудить христианина убегать от гнева Божия к Божию милосердию. О вечном блаженстве праведных, чтобы представить оное достойным постоянного стремления и подвигов христианина.

Предлагая нравственное учение, свт. Тихон раскрывает вред и тяжесть греха, показывает, как он оскорбляет бесконечную к нам любовь Божию. Он не входит в то рассмотрение внутренних свойств и состояний души, какие встречаются в аскетических сочинениях Отцов Церкви, но старается возбудить более чувства и умиления. Он изображает тяжкие состояния грешника, как бы свои собственные, и плачет с грешником, плачем святого Ефрема Сирина. Иногда влечет его своими пламенными молитвами к престолу благодати Божией в чувствах хвалы, любви и славословия; повергает в лоно вечной любви Отца Небесного.

Как опытный учитель простого народа, святитель Тихон старается истины христианские приближать к разумению образами и подобиями, взятыми от предметов, подлежащих чувствам. Большую часть сих образов он берет из Священного писания и из Отцов Церкви. Так, свойства Божии и отношения Бога и Господа Иисуса Христа к людям свт. Тихон любил представлять под образом солнца, осиявающего всю вселенную. Особенные отношения Божии к христианам и отношения к Богу христиан изъясняются под образом «отцы и дети». Состояние души человеческой без Иисуса Христа свт. Тихон объясняет сравнением с домом запустелым, преисполненным нечистоты и паутины; с землей невозделанной, произрастающей терние и волчцы. Невозможность человеку одними естественными силами бороться против греха объясняет подобием корабля, немогущего плыть против течения реки самому собою. Действие благодати, просвещающей человека, Тихон представляет под образом светильника, внесенного в темную храмину; огня, разогревающего и умягчающего холодное железо. Свойства истинной любви христианина свт. Тихон изъясняет свойствами искренней любви дружеской. Миролюбцев, ищущих утешения только в благах земных, а забывающих блага небесные, Тихон сравнивает с человеком, нашедшим кошелек, наполненный ничтожными вещами. Для пробуждения чувства благочестия, для постоянного возбуждения мысли к небесному памятованию о Боге Тихон старается, чтобы все предметы, окружающие простого человека в его быту, служили для него памятником духовного мира.

«Видишь в жене, матери или в птице к птенцам горячую любовь,— от сей любви перенесись мыслью к той божественной любви, которой возлюбил Бог свое разумное создание [60]. Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая никуда негодна, как только на сожжение. Разумей от сего, что таковое состояние всякого, кто нерадением и злым житием отсечется от Христа, иже есть лоза истинная [61]. Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Так подобает и христианину делать, который нерадением отлучился от стада овец Христовых и молит Бога с Давидом: заблудих яко овча погибшее, взыщи раба твоего (Пс. 118:176) [62]. Видишь, что дитя во всех нуждах к матери своей прибегает; так и христианин всего должен со смирением и верой от Бога отца своего просить [63]. Видишь, что вода с высоких гор на низкие места стекает. От сего научись, что Бог с высоты своей на смиренных призирает и реки дарований своих на сердца их и изливает [64]. Видишь, что свеча горит и далее сгорает. Знай, что и наше житие, как свеча, горит и потом угасает, и помни кончину [65].Чувствуешь жар или видишь огнь; от сего огня прейди умом к огню геенскому. Видишь человека в темнице заключена, окована; прейди умом к вечной темнице; адской, и кайся за грехи твои, чтобы и тебе не прийти в место мучения. Видишь чертоги царские украшенные. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным [66]. Видишь, что люди, по общему обычаю, в праздничные дни одеваются в одежды светлые и веселятся. От сего временного и земного празднования, возведи ум твой верой к празднику избранных Божиих, которые вечно имеют праздновать и веселитися» [67]. Так все земное святитель Тихон делает. образом небесного. Простой человек, без книг и наставлений, при руководстве свт. Тихона, может поучаться высшим истинам, и те обыденные занятия, которые сами по себе привязывают к земному, получают значение уроков о небесном.