Житие святителя Тихона Задонского

Бывшая Смоленского Вознесенского женского монастыря казначея Евстолия в 1846 г. имела сильное воспаление в боку и находилась в безнадежном положении; в июне месяце в тонком сне или забытьи, кем-то обещано ей исцеление, если она помолится Тихону Задонскому и даст обет поклониться его гробу. Такое же откровение имела и игуменья ее монастыря Олимпиада, которая дала больной в Богоявленской воде песку из-под гроба святителя Тихона; после чего у больной открылся кашель, нарыв прорвался, и она, Евстолия, выздоровев, 22 июля прибыла для принесения благодарности святителю в Задонск, где объявила об этом настоятелю монастыря и присягой подтвердила справедливость этого объявления.

15. Дочери помещицы Вельяминовой.

Это исцеление, которого очевидцем был тогдашний ректор Воронежский семинарии архимандрит Симеон, тогда же записано в монастырских актах, а в июле 1860 года подтверждено присягой матери исцеленной, поручицей Вельяминовой. Она же свидетельствует об исцелении воспитанника помещицы того же уезда титулярной советницы Плотниковой, Степана Михайлова. Это исцеление записано следующим образом в монастырских актах: г-жа Потникова 21 августа 1846 года вознамерилась было ехать в Воронеж на поклонение свт. Митрофану, но нечаянная болезнь означенного пятилетнего воспитанника ее остановила ее; болезнь весьма походила на холеру и была так сильна, что на другой день не было уже надежды к жизни и больной едва мог быть приобщен Св. Таин. В это время г-жа Плотникова произнесла: «Святителю, угодник Божий Тихон! Помоги и исцели сего несчастного болезненного!»,— и больной после сих слов открытые более суток глаза закрыл и заснул; сон его продолжался от 5 часов вечера до 5 часов утра; проснувшись, он уже чувствовал себя здоровым. Это побудило ее, вместо Воронежа, поехать прежде в Задонск и принести благодарение святителю Тихону.

16. Коллежской асессорши Коломейцовой.

Жительствующая в Задонске коллежская асессорша Анна Михайловна Коломейцова в 1844 г. сильно страдала от жестокого стеснения в груди с сильным биением сердца и частью оцепенения всех членов тела до совершенной недвижимости, а в начале 1845 объявил ей врач о неминуемой смерти ее с открытием весны. Но недели за три до Великого поста свезли ее в монастырскую церковь к вечерне, которую она едва могла выслушать сидя; после вечерни повели ее в пещеру, где покоится святитель Тихон и, по просьбе ее, стали служить по нем панихиду, которую она уже могла простоять, а после сама вышла из пещеры и села в сани и с тех пор здорова. Это исцеление подтверждено присягой, как исцеленной, так и мужа ее, коллежского ассессора Степана Коломейцова.

17. Монахини Кашкиной.

Калужского Казанского девичьего монастыря рясофорная монахиня, дочь генерал-майора София Дмитриевна Кашкина, 21 сентября 1847, в Задонском монастыре, по молитвенном призвании святителя Тихона, получила исцеление от водяной болезни в животе и ногах, продолжавшейся 6 лет, что подтвердила в 1860 году присягой. Исцеление это записано в книге монастырских актов, где прописано и выданное монахине Кашкиной пользовавшим ее доктором свидетельство о неизлечимости болезни, которой она страдала и о исцелении ее потом единственно по благости Божией.

18. Крестьянки Ярыгиной.

Орловской губернии, Елецкого уезда, села Слепуха, государственная крестьянка Домникия Ярыгина вскоре по выходе 8 ноября 1844 года замуж стала чувствовать тоску и в мясопуст 1845 г. после Рождества Христова пришла в безумие, кричала на разные голоса, чувствуя отвращение от храма Божия и от всякой святыни, почему мать и муж ее, после года от начала болезни, повезли ее связанную в Задонск, где, по молитве к святителю Тихону, ей сделалось легче и она оттуда уже могла идти пешком. Случай этот отмечен в записи иеромонаха Иринея и подтвержден присягой исцелившейся.