Житие святителя Тихона Задонского

19. Мещанки Котовой.

Такие припадки беснования продолжались каждый день от 2 до 5 часов. Через ежедневное чтение над ней молитв при гробе святителя Тихона, куда ее возили, припадки сделались реже, а когда в святую неделю духовник ее, иеромонах Задонского монастыря Нифонт, принес ей из церкви, где почивает святитель, ладану и когда ей, во время сильного припадка, влили в рот этого ладана со святой водой, то она получила исцеление и после 8 лет была здорова. Потом однажды заболели у нее ноги и сводило жилы. Когда потом с неделю возили ее в монастырь, где она брала масло из лампады святителя Тихона, то она исцелилась и с тех пор совсем здорова.

20. Надворного советника Забугина.

Служивший в Киеве надворный советник Платон Яковлевич Забугин 20 лет страдал болью и кружением головы, рвотой, затвердением желудка и выхождением внутренности с кровотечением и с октября 1845 г. совершенно ослабел так, что должен был лежать в постели. Несколько киевских врачей в течение полутора лет лечили его, но безуспешно; а в марте 1847 г., когда доктора решили, что ему остается жить всего недели две; он, по просьбе жены, решился немедленно отправиться в Воронеж на поклонение святому угоднику и немедленно прекратил все лечение. Его повезли лежащего в Воронеж, где он говел и приобщался Св. Таин; оттуда поехал в Задонск, где он во все время служения панихиды по святителе Тихоне плакал и, оставаясь несколько дней в городе, был ежедневно в церкви и чувствовал себя гораздо лучше, так что уже мог ходить и долее стоять в церкви, без усталости; возвратившись в Киев совершенно здоровым, снова мог вступить в службу, которую должен был за болезнью оставить. Врачи, пользовавшие его в Киеве, выдали ему свидетельство о болезни его до отъезда в Задонск и о здоровом положении его по возвращении оттуда.

21. Купца Ляпина.

Воронежский 3-й гильдии купец Ардалион Михайлович Ляпин в ноябре 1848 г. подал настоятелю Задонского монастыря объявление, что в сентябре 1847 года, во время сильной холеры в Воронеже, выехал он из Воронежа в Бобровский уезд; но недалеко отъехав, сделался болен и через полтора часа весь посинел и стал как бы мертвым. Жена его в испуге кричала, призывая на помощь святителя Тихона Задонского и осеняя мужа бывшим при ней образом святителя. Больной в это время очнулся и на теле его стала показываться испарина. Веря, что святитель Тихон может исцелить его, он не согласился на предложение жены возвратиться в Воронеж, но приехав на дачу, до совершенного выздоровления ни чем другим не пользовался кроме воды, в которую погружал образ с изображением лика святителя Тихона, призывая на помощь его святое имя. Объявление это подписано и женой Ляпина Натальей Зиновьевной; а в мае 1860 года, после уже смерти мужа, она подтвердила это присягой, с той разницей, что относит означенный случай к 1830 году; согласно же с этим ее объяснением дал присяжное показание в июне 1860 г. и бывший очевидцем исцеления Ляпина, сын их Анатолий Ардалионович.

22. Девицы Меньшиковой.

Рязанской губернии, Раненбургского уезда помещица, девица, Марья Владимировна Меньшикова, в августе 1846 г., приехав с матерью и младшей сестрой в Задонск, почувствовала боль в горле, которая быстро усилилась до того, что большая не могла ни есть, ни пить, и уже опасались за жизнь ее. На третий день сей болезни, которая оказалась горловой жабой, именно 29 августа г-жа Меньшикова приобщалась Св. Таин, потом обвязавшись теплым платком, решилась пойти ко всенощной и стала у самого надгробия святителя Тихона, с слезной молитвой об оказании ей помощи. Будучи не в силах остаться долее в церкви, она вышла и вдруг почувствовала. что нарыв в горле прорвался; после чего ночью уснув, она уже к утру была здорова. Свидетелями этого были. кроме покойной матери ее, сестра Софья Владимировна и дворовая девка Дарья Васильева. В монастырских актах случай этот записан по объявлению отца исцелившейся поручика Владимира Николаевича Меньшикова, с подписью самой исцелившейся и удостоверениями из дворян коллежского регистратора Аничкова и поручика Димитрия Бессонова. Присяжное показание от исцеленной, сестры ее Софьи и горничной Дарьи.

23. Помещицы Дендебери.

Оренбургской губернии, Бугурусланского уезда, помещица села Андреевки, ротмистрша Ольга Петровна Дендебери, в апреле 1843 года была поражена припадком беспамятства.