Житие святителя Тихона Задонского

Когда в 1758 г. Стефан Лаговский, в монашестве Симон, сделан был ректором Новгородской семинарии и учителем богословия, Тихон 27 августа сделан учителем философии, а 13 января 1759 г. наименован и префектом семинарии. Не более полугода пробыл Тихон в сей должности. Преосвященный Тверской Афанасий, зная дарования, просвещение и добродетели Тихона, выпросил его у архиепископа Новгородского Димитрия в свою епархию. 26 августа 1759 г. последовал из Святейшего Синода указ об увольнении его в Тверскую епархию к определению, по рассмотрению тамошнего Преосвященного, к лучшему пред сим, в коем он находился, послушанию.

По прибытии в Тверь он назначен архимандритом Желтикова монастыря; в том же 1759 г. переведен в Отрочь монастырь, с определением ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Шесть книг Об истинном христианстве, помещенные в полном собрании сочинений Преосвященного Тихона, служат памятником его богословских уроков, читанных ученикам семинарии, Тихон более старался действовать на сердца своих слушателей. Излагая ясно и основательно чистое православное учение о догматах веры, он не вдается в диалектические тонкости, но проникнутый духом Священного Писания и писаний Отеческих, более всего заботится возбудить любовь к святой истине, обратить ее в начало для жизни и деятельности. Недол­го пробыл Тихон в Твери. Скоро Глава Церкви, Господь Иисус Христос, вызвал его на высшее служение в сане епископа. Сам святитель говорил, что ему никогда не приходило на мысль, что он будет епископом. И точно, возведение его в сан епископа было делом особенного устроения Промысла Божия.­

В 1761 г., в день св. Пасхи, служил Тихон с Преосвященным Афанасием литургию в соборе Тверском. Во время Херувимской песни, когда архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии, Тихон, по обычаю, подошел к жертвеннику, говоря: «помяни, Владыко Святый». Архиерей, вместо того, чтобы сказать «священноархимандритство твое», сказал: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Заметив свою ошибку, Преосвященный Афанасий улыбнулся и сказал: «Дай Бог быть вам епископом». В этот самый день Пасхи в С.-Петербурге первенствующий член Синода митрополит Димитрий Сеченов, вместе с Епифанием, епископом Смоленским, избирали епископа в Новгород. Написаны были имена семи кандидатов, чтобы сделать выбор посредством жребия. Смоленский епископ просил приписать имя Тверского ректора Тихона. «Он молод», — сказал Димитрий, впрочем велел написать. Три раза метали жребий и всякий раз выпадал жребий Тихона. «Верно Богу так угодно, чтобы он был епископ, — сказал Димитрий, — не туда я мыслил его назначить». Димитрий думал назначить его архимандритом Сергиевской лавры.

В начале мая Тихон был в монастырской вотчине близ Твери, где в роще имел намерение выстроить себе келию, чтобы, по любви к уединению, удаляться туда в свободное время. Он смотрел за работами крестьян, которые мостили мост через речку. Услышав благовест к вечерни, отправился в монастырь, и лишь только стал на своем месте, как посланный от архиерея позвал его к нему. Тихон хотел отстоять вечерню, но тотчас же является другой посланный с требованием, чтобы он немедленно ехал к Владыке. Не без трепета отправился Тихон, думая, нет ли какой клеветы на него. Но едва вошел в комнаты архиерея, как тот поздравил его епископом, дал ему Синодальный указ и велел, немедленно сдав монастырь, ехать в Петербург, а сам заплакал, говоря: «Жаль мне расстаться с вами». 13 мая 1761 г. хиротонисан был Тихон в С.-Петербургском Петропавловском соборе во епископа городов Кексгольма и Ладоги с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиепископа.

Так, Тихон на тридцать седьмом году своей жизни получил сан епископа.

С любовью новгородцы встретили нового викария, как воспитанника тамошней семинарии и бывшего недавно там учителем. Многие из товарищей его, которые смеялись некогда над его лаптями, были тогда священниками и диаконами в Новгороде. Когда они явились к новому пастырю, он с любовью вспомнил детские годы и, улыбаясь, сказал: «Вы на меня махали отопками, а теперь кадилами будете кадить». Они смутились и просили прощения. «Я шутя это говорю», — отвечал святитель. В числе свидетелей торжественной встречи нового епископа была и родная сестра Тихона, которая жила в Новгороде. На другой день по прибытии Тихон послал за ней. Она не смела и вступить в комнаты; обливаясь слезами, вспоминала, в какой бедности воспитывались при матери, так что не было иногда и дневной пищи, а теперь в таком высоком сане видя своего брата, для которого поставляли высшим счастьем, если достигнет места дьячка. Он приглашал ее навещать его почаще. «Ты никогда, родная, не наскучишь мне, ибо я люблю и почитаю тебя, как старшую сестру». Только месяц после сего прожила сестра и скончалась. Святитель Тихон сам отпевал ее. Он рассказывал, что когда в последний раз он осенил ее крестным знамением, она будто улыбнулась.

В августе 1762 г., когда Святейший Синод для совершения коронования императрицы Екатерины II из С.-Петербурга отправился в Москву, а в С.-Петербурге во время отсутствия своего оставил Синодальную контору, то Преосвященному Тихону велено было председательствовать в сей конторе, и посему он переехал в С.-Петербург. Пока Двор и Святейший Синод находились в Москве, 1 января 1763 г. скончался Воронежский и Елецкий епископ Иоанникий Павлуцкий. Святейший Синод на место Преосвященного Иоанникия в епископы Воронежские представил кандидатами Варлаама, архимандрита Донского монастыря и Симона, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря, особенно рекомендуя первого. На этом докладе Государыня 3 февраля 1763 года написала своей рукой: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому». По возвращении Святейшего Синода в С.-Петербург отправился он на ­новую паству свою в конце апреля 1763 года и 14 мая прибыл в загородный Воронежский Троицкий архиерейский дом.

Глава III.

Служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского

Меры по улучшению нравственного состояния духовенства. — Заботы о воспитании духовного юношества. — Любовь свт. Тихона к простому народу и попечение о нравственном его воспитании. — Научение народа истинам веры устно и через писание. — Обличение пороков и бесчинных игр. — Прекращение бесчинных празднеств в Сырную неделю и праздника ярилы. — Частная жизнь святителя Тихона. — Болезнь и отречение от епархии

Нелегкое бремя возложено было на святителя Тихона назначением его в епископы Воронежские. Епархия Воронежская была одна из обширнейших и менее устроенных во всех отношениях. При первоначальном образовании Воронежской епархии, к ней причислены были только семь городов, отделенных от Рязанской епархии: Воронеж, Елец, Костенек, Орлов, Коротояк и Землянск с уездами. Но в 1696 г. приписаны были к епархии все поселенцы но рекам Осереду, Битоку и Икорцу с верховья и до устья; в 1699 г. приписаны еще от Рязанской епархии города Усмань, Острожки. Белокольск и Демшинск, а от Белгородской — город Острогожск с уездом. В 1718 г. приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, прежде бывшие в ведении архиереев Сарских и Подонских, и еще город Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулушве. В 1720 г. отчислены были от Рязанской епархии еще города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с их округами. Хотя в 1758 г., при восстановлении архиерейской кафедры в Тамбове, все приписные от нее города были отчислены от Воронежской епархии, но при учреждении ­штатов в 1765 г. приписаны были еще города к Воронежской епархии, именно: от Крутицкой — Ливны и Черкасск, от Коломенской — Ефремов, от Рязан­ской — Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, от Белогородской — Усердь и Ольшанск. В епархии считалось до 800 церквей, духовенства обоего пола более 15 000 человек и всего православного населения более 800 000. Само образование епархии из городов приписных от других епархий, из случайных поселений людей всякого рода, большей частью бродяг и раскольников, уже показывает, что в епархии не могло быть твердого порядка, ни в духовенстве, ни в народе. К этому присоединилась еще скудость средств содержания архиерейского дома.

А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится, ибо с имеющихся за тем архиерейским домом вотчинных крестьян (коих состоит по минувшей второй ревизии в подушном окладе 1361 душа), никаких денежных сборов никогда не бывало и ныне нет, а состоят те крестьяне на пашне, сенокосе и на заготовлении дров и прочих работах». Посему святитель просил, чтобы оставшиеся после его предшественника епископа Иоанникия деньги, около 6 000 рублей, следовавшие по закону в Коллегию экономии, отданы были на необходимые поправки, тем более, что сам преосвященный Иоанникий в частных записках уже назначил более 3 000 руб. на поправку архиерейского дома. На просьбу свт. Тихона ответа не было. Он повторил ее в 1766 г., и также безуспешно. Лишенный средств улучшить внешнее положение архиерейского дома и украсить благолепно кафедральный храм, святитель Тихон употребил свою деятельность на то, что зависело от него, и для чего средства были в богодарованных ему силах духа и обилие благодати и в его пастырской ревности. Он озаботился созиданием и украшением живых храмов Божиих в сердцах своей паствы [4].