Житие святителя Тихона Задонского

47. Однодворки Игнатовой.

Елецкого уезда, деревни Ливенской, однодворческая девица Евфросинья Лукинична Игнатова, родители ее и трое родственников дали 2-го января 1861 года присяжное показание, что в октябре месяце 1855 года во время работы сделался у Евфросинии неожиданно удар, от которого она сначала лишилась чувств, и потом обезумела, постоянно беспокоилась, ничего не понимала и никого не узнавала. Несколько месяцев поили ее, по советам разных лиц, настоями из трав, приводили к ней бабок и знахарей; но средства эти нисколько не помогали. В мае 1856 года, по совету приходского священника, родители Игнатовой попросили отслужить у них в доме молебен с водоосвящением, и по усердной их молитве Евфросиния стала было узнавать людей, но скоро опять обезумела. Тогда мать повезла ее в Задонский монастырь связанную, а в церковь, к гробу святителя Тихона, ввели ее с трудом четыре человека. В продолжение трехдневного пребывания в Задонске Евфросинья пришла в сознание, вместе с матерью усердно молилась святителю, дошла домой, около 15 верст, без усталости, чрез несколько дней совершенно выздоровела и с того времени при случающихся недугах всегда прибегает с молитвой к святителю Тихону и получает облегчение.

48. Крестьянина Турыгина.

Немного приходя в сознание, Стефан упрашивал всех везти его в Задонский монастырь к святителю Тихону; но окружающие не удовлетворяли этой просьбы, опасаясь, чтобы больной не произвел в храме Божием беспокойства. Неоднократно был приглашаем священник для напутствования Стефана Турыгина Святыми Тайнами, но беспокойное состояние его не дозволяло исполнить этот долг. В таком положении больной находился десять недель; наконец, 25 января 1861 года родственники решились везти его в Задонский монастырь, были принуждены связать его.

До сего времени он пребывает здоровым.

Прославляя чудесами своего угодника, Господь благоволил, в утешение верующим и для славы Православной Церкви, очевидным образом явить и нетление его тела.

Глава II.

Обретение святых мощей

Повод, указанный перстом Божиим к обретению св. мощей. — Первое обретение мощей свт. Тихона нетленными. — Подробности обретения. — Участие в этом событии Преосвящ. Антония Воронежского. — Переложение мощей в новый гроб и перенесение их в церковь Пресвятой Богородицы. — Соборная панихида о свт. Тихоне. — Донесение Св. Синоду об обретении мощей свт. Тихона нетленными. — Всенародная вера в святость блаженного Тихона. — Донесение об этом губернских начальств. — Новое освидетельствование св. мощей Тихона. — Подробное описание этого обстоятельства. — Ходатайство Преосв. Антония об открытии св. мощей. — Распоряжение и указ Св. Синода об открытии их.

По особенному распоряжению Промысла об открытии св. мощей блаженного Тихона в 1845 году начата была в Задонском монастыре кладка нового каменного обширного собора, по плану архитектора Тона, а прежний каменный собор назначен был к сломке. При сломке старого храма остался неразобранным только алтарь прежнего собора, под сводами которого покоилось тело святителя Тихона. Сей алтарь, сам по себе ветхий, от сломки всего храма и вынутия железных связей, во многих местах растрескался и угрожал падением. Притом для возведения крыльца с южной стороны ко вновь сооруженному храму нужно было отломать часть алтаря со сводами. После сего было бы совершенно невозможно отправлять панихиды по Преосвященном Тихоне, по требованию многочисленных чтителей памяти святителя, — даже пришлось бы совсем закрыть вход под алтарь, чтобы поклонники не подверглись несчастью от падения сводов, лесов и строительных материалов; но этим было бы глубоко оскорблено благоговейное чувство поклонников, из отдаленных мест стекавшихся на поклонение святителю. Посему Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский, имея в виду двукратное перенесение, по случаю сломки и возобновления церквей, гроба святителя и чудотворца Митрофана, признал необходимым перенести без оглашения и гроб святителя Тихона в теплую монастырскую церковь и положить под спуд. Для сего 12 мая 1846 г. Преосвященный Антоний, несмотря на слабость здоровья, сопровождаемый и ректором Воронежской семинарии архимандритом Симеоном, прибыл в Задонск. На другой день, после личного осмотра усыпальницы святителя Тихона, Преосвященый Антоний 13 мая, в семь часов вечера, приказал настоятелю Задонской обители архимандриту Серафиму, казначею иеромонаху Паисию и ризничему иеромонаху Зосиме отправиться в усыпальницу и, заперши изнутри дверь, разломать надгробие и под оным своды [71]. С большим трудом разломали своды. Нижняя часть их от сырости и влажности места обвалилась, и кирпичи лежали на гробе святителя. По очистке камней увидели, что крыша и боковые доски гроба подверглись разрушению, а доска нижняя, состоящая из двух половинок, оказалась целой. Тело святителя Тихона найдено нетленным; архиерейское облачение, в котором он был погребен, несмотря на 63-х летнее пребывание в сыром месте [72], найдено неповрежденным и целым. Подложив под нижнюю доску три чистые полотна, трудившиеся в открытии гроба благоговейно подняли мощи святителя из склепа на поверхность земли. По всей усыпальнице распространилось неизъяснимое благоухание. Это было первое обретение честных, нетленных мощей святителя Тихона, Задонского и всея России чудотворца.

В это время Преосвященный Антонии в настоятельских комнатах стоял на молитве. В 11 часов вечера вошел к нему иеромонах Зосима. Преосвященный Антоний, увидев его, спросил: «Что, обрели святые мощи?»— «Обрели, Владыко святый»,— отвечал Зосима. Преосвященный сказал: «Я сейчас иду»! Зосима объяснял, что усыпальница завалена кирпичами, самый ход в нее до половины закрыт, войти затруднительно; не лучше ли потому перенести святые мощи в теплую церковь. Владыка спросил: «Как же ты прошел?» Зосима отвечал: «Я пролез». «И я пролезу»,— сказал Преосв. Антоний и тотчас же пошел. Не доходя до усыпальницы, он снял камилавку и подошел к двери. При помощи Зосимы спустившись в склеп, он осенил себя крестным знамением, сделал три земных поклона и, на коленях припав к персям святителя, лобызая его руку, со слезами говорил: «Благодарю Тебя, Боже, Господь мой, что Ты услышал мою молитву и исполнил желание души моей, удостоив меня увидеть нетленные мощи Твоего великого угодника и молитвенника о мне грешном. Ныне отпущаеши раба Твоего по глаголу Твоему с миром!» Потом, обратясь к присутствующим, произнес: «Мощи нетленны и подобны мощам святых угодников, почивающих в Киево-Печерской лавре». Он приказал взять новый гроб у иеросхимонаха Авраамия, который тот приготовил для себя, положить в него святые мощи, на той самой доске, на которой покоились они в могиле, и перенести в теплую Рождества Пресвятой Богородицы церковь. Сделав это распоряжение, Преосвященный Антоний отправился в церковь, чтобы приготовиться к встрече святых мощей. Без него положили нетленное тело святителя в гроб, и, очистив вход в усыпальницу, вынесли святые мощи. Хотя и не было оглашено об открытии мощей перед братией, но, слыша стук работы, видя движение, никто из братий в монастыре не спал, с нетерпением ожидая радостного появления святых мощей. Братия, предшествуемая архимандритом Симеоном, собралась у самой усыпальницы. Как только увидели святые мощи, сделали земное поклонение и, с благоговением приступив к гробу, понесли его в теплую церковь, где поставили на двух малых столиках среди церкви. Преосвященный Антоний, в мантии, омофоре и митре ожидавший святые мощи в храме, велел снять крышку с гроба, — по всей церкви распространилось благоухание. Началась по церковному чину панихида; предстоящие молились с умилением и радостными слезами. При конце оной протодиакон возгласил: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему», и вместо имени почившего в Боге святителя Тихона, произнес имя Преосвященного Антония, но тотчас, вспомнив ошибку, помянул святителя Тихона и возгласил вечную память. Услышав это, Преосвященный Антоний осенил себя крестным знамением и сказал: «Да будет воля Божия!» По окончании панихиды все приложились к руке святителя. Панихида кончилась в 12 часов ночи. Гроб закрыли крышей, в двух местах обвязали его кругом тесьмой, Преосвященный Антоний запечатал его своей печатью и приказал поставить на северной стороне храма, поверх пола. Тогда все разошлись; остались только Серафим, Паисий и Зосима для устроения надгробия над мощами и ступеней к нему, чтобы удобнее было прикладываться.