Житие святителя Тихона Задонского

Известие о причислении к лику святых Россий­ской церкви святителя Тихона, и о предстоящем открытии святых мощей его исполнило радости и веселия сердца всех православных.

Тринадцатый день августа — день памяти святителя — в который и в прежнее время собиралось много народа в Задонск,— назначенный для открытия св. мощей, должен был сделаться сугубым торжеством для Задонской обители и привлечь к ней несравненно большее число поклонников. Обитель приготовилась к этому празднику и украсилась, как невеста, ожидающая жениха. Главный собор о восьми престолах и три другие церкви о семи престолах — все поновлены. Ризница пополнена. Здания монастырские: колокольня, архиерейский дом, настоятельские и братские келии, гостиница, монастырские дома и прочие здания — отделаны внутри и снаружи. Все сделано в короткое время. Братия обители выходили из келий в сараи и другие нежилые службы, чтобы доставить удобства для приезжающих. До двухсот квартир, больших и малых, приготовлено в обители. Городские жители очищали свои дома и службы и занимали тесные помещения. Вблизи самого города были выстроены деревянные балаганы, заключавшие до 120 номеров, из коих в большей части помещалось по несколько человек. На площадях были раскинуты палатки [75].

Недели за две до дня открытия святых мощей начал стекаться народ, и по мере приближения праздника толпы благочестивых посетителей, стремившихся поклониться новоявленному угоднику Божию, в день открытия его нетленных мощей увеличивались более и более, так что 11 числа и накануне праздника все дороги, ведущие к Задонску, были покрыты, можно сказать без преувеличения, сплошными массами народа.

4-го числа августа прибыл в Задонскую обитель Высокопреосвященный митрополит Исидор, осмотрел приготовление, разрешил некоторые недоумения относительно церковных приготовлений и отправился 5-го числа в Воронеж к празднику открытия мощей святителя Митрофана.

При гробе святителя Тихона, день и ночь, непрерывно совершались панихиды, а при находящейся в Задонском монастыре чудотворной иконе Владимирской Божией Матери молебны, по желанию богомольцев.

9-го числа, после вечерни, возвратился Высокопр. Исидор, вместе с архиепископом Воронежским Иосифом.

Из разных мест прибыли шесть архимандритов, много протоиереев, иеромонахов, священников и дьяконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли они не по наряду, а по собственной воле. Начальство сделало только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов Задонского, Елецкого и Ливенского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афон­ской горы и греки из разных мест.

Всего прибывшего к открытию св. мощей народа насчитывалось до 300 000 человек. Экипажей было 12 600, считая и простые телеги.

Большая часть простолюдинов прибыли из дальних мест, шли и ехали с большой поспешностью, в жаркое время, со всеми лишениями, неразлучными с скудными их средствами и трудностями дальнего пути. Город, постоянно вмещавший в себе 7 000 человек, был тесен для принятия посетителей. Простой народ не затруднялся в выборе помещений: привыкший к простой жизни, он еще менее заботился об удобствах ее, когда посвящает себя на молитвенные подвиги. Задонское торжество представляет очевидное тому доказательство. Нельзя было без особенного уважения к нашему православному народу смотреть, как он после трудного пути терпеливо отдавал себя и зною дня и холоду ночи, расположившись на голой земле, под открытым небом. Те, которые имели возможность приехать в Задонск, расположились с лошадьми и повозками на обширной площади перед монастырем, на покатости, склоняющейся к Дону, и на берегу самой реки: здесь в повозках они имели помещение, ночлег и стол из привезенных с собой запасов. А пешеходы, составлявшие большинство богомольцев, помещались, где пришлось, ими покрыты были, и днем и ночью, не только все пространство внутри монастыря и между наружными и внутренними его стенами (с западной стороны), но и за монастырской оградой, площади и ближайшие улицы — все места, где только можно было на ночь приклонить голову. Пищей для них служили большей частью сухари, принесенные из дому; жажду утоляли водой, которую черпали принесенными с собой деревянными чашечками. В городских колодцах недоставало воды для собравшегося народа; водовозы останавливались с бочками воды из Дона на дороге и довольствовали ею народ; они должны были возвращаться иногда несколько раз к реке и с большим трудом проезжали в дома. Надобно заметить здесь, что, по молитвам угодника Божия, во все время Задонских праздников погода стояла самая благоприятная для жизни под открытым небом, какую проводила большая часть пришедших в Задонск богомольцев: все дни были ясные, и дождь только однажды смочил землю, именно в то самое время, когда были подняты из-под спуда мощи святителя Тихона, так что крестный ход, пришедший в теплую церковь по сухой земле, возвращался оттуда уже по земле значительно увлаженной, хотя небо по-прежнему было ясно.

Калек всякого рода, расслабленных, слепых, бесноватых и всяких недужных, привезено и прибыло множество — в чаянии небесной помощи по молитвам и заступлению угодника Божия. День и ночь оставались они на открытом воздухе; не все имели запас пропитания, многие постились добровольно, по два и по три дня, очищали совесть покаянием и освящались принятием Святых Христовых Тайн, чтобы достойно узреть и облобызать святые мощи новоявленного чудотворца. С 8 по 15 августа в церквах: городской, соборной, Скорбященской, кладбищной и больничной — исповедано и приобщено Св. Таин более 7 тыс., да в Задонском монастыре каждодневно на четырех обеднях были сотни причастников, так что всего приобщено было Св. Тайн 20 тыс. человек, преимущественно больных и убогих.

Во всех монастырских церквах и вне храмов народ представлял сплошную движущуюся массу.

Все жаждали благоговейно коснуться устами раки, в коей почивал угодник Божий.

Младенцев и детей отцы и матери вверяли неизвестным людям, передавая их на дальнее расстояние через головы, чтобы приложить к раке. Их прикладывали и тем же порядком возвращали назад [76]. Многие несли расслабленных на своих плечах; некоторых бесноватых подводили окованных железными цепями, для обуздания яростных порывов гнева во время параксизмов и непостижимой, являвшейся в них силе противления по мере приближения к раке святителя.