Житие святителя Тихона Задонского

Господь видел в Хананейской жене веру. Но не обращал, по-видимому, на нее внимание, отказал в ходатайстве за нее ученикам Своим, уничижил ее пред всеми даже до псов. Но Хананеянка не охладела в вере, не ослабла в уповании, не поколебалась в Его милосердии при ее уничижении Им. Со смирением сознала она свое недостоинство; но и с крепким упованием возобновила к Нему моления свои. И смиренная ее неотступная молитва увенчалась желаемым успехом. О, жено, велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши,— сказал ей Господь.— И исцеле дщи ея от того часа. (Мф. 15:28 ).

Будем же, бр. Хр., по учению Господа, ударять многократно в двери милосердия Божия. Будем неумолкно взывать ко святым Божиим о молитвенном их ходатайстве за нас к Богу. И постоянные, неумолкаемые прошения наши не останутся тщетными. Толцыте и отверзется вам.

Но вера наша в помощь Божию и в молитвенное ходатайство за нас святых Божиих преимущественно обнаруживается, равно как и сама помощь Божия и угодников Божиих очевиднее является тогда, когда помощь человеческая становится недостаточной, когда средства обыкновенные оказываются бессильными и бесполезными.

Лежавший при Овчей купели в Иерусалиме 38 лет расслабленный опытно познал и пред всеми исповедовал, что нет человека, который бы ввергнул его первого в купель по возмущении воды Ангелом. И Господь не замедлил явить ему чудодейственную свою помощь. Востани, возми одр свой и ходи. И абие здрав бысть человек. (Ин. 5:8, 9).

Не так же ли и между братьями нашими открывается чудодейственная сила благодати Христовой через святых угодников Божиих?

В болезнях обыкновенно прибегают прежде ко врачам. Употребляются все возможные средства к уврачеванию. Средства естественные оказываются иногда недостаточными и бесполезными. Болезни оными иногда не врачуются, а более и более усиливаются. Здоровье истощается. Тогда-то наипаче пробуждается вера, возрождается упование на помощь свыше. Притекают действительно к помощи святых Божиих, вопиют к ним с верой и с единственной на них надеждой. И чудесное исцеление является во всей силе и славе своей. Больные почасту не постепенно, со дня на день, но иногда вдруг, в короткое время, исцеляются совершенно, и прежде немощные возвращаются в дома свои здравыми.

Да не теряем же, бр. Хр., надежды на всесильную помощь Божию и святых Божиих и в трудных обстоятельствах жизни! Да укрепляемся паче и паче верой в опасных случаях болезней! Да вопием чаще и чаще о подкреплении нас свыше всесильной благодатью Христовой, когда менее всего видим помощи и содействия от подобных себе! И упование, по Апостолу, не посрамит. (Рим. 5: 5).

Но и при твердой вере и крепком уповании на всесильную помощь Божию, и при искреннем молении и частом обращении к угодникам Божиим иногда не вдруг, не в скорое время, получается исцеление телесное, не тотчас изьемлются от обдержащих скорбей и бедствий. Иногда оставляются оные на продолжительное время, а иногда — до самой смерти. К чему и для чего?

Есть в нас, бр. Хр., болезни телесные, есть и душевные. Душевные болезни тяжелее и опаснее телесных. Телесные болезни видимы и ощущаемы, а болезни духовные часто нами бывают незамечаемы, не сознаваемы. Если же и замечаются, то не всегда благовременно врачуются. Если же мы иногда и удерживаемся от худых порывов, нечистых пожеланий, от порочных действий, то корень зла может глубоко крыться в душе нашей.

Какая болезнь зачинается в душе нашей? Одна ли способность или наклонность поражается оной, или вся душа заражена язвами греховными? Глубоко ли грех проник во внутреннее души нашей или только слегка, так сказать, поверхностно касается оной?

Какими скорее и удобнее средствами уврачевать оную? Болезнями ли телесными или внешними злоключениями? Легкими или тяжкими? Внезапными или предусматриваемыми? Кратковременными или продолжительными?

Когда и как положить конец врачеванию душевному и телесному? В определенное ли время земной нашей жизни, или продлить оное до исхода души нашей из тела сего?

Все это ведомо не нам, пристрастным и маловнимательным к самим себе, а наипаче испытующему сердца и утробы наши Богу. Он, как Творец и Промыслитель наш, вполне ведает, каков наш состав, к чему мы способны и к чему мы Им предназначены. Он, как премудрый и премилосердный Искупитель и Спаситель наш, не попустит искусится нам паче, нежели сколько можем. (1 Кор. 10: 13).

В терпении вашем стяжите души ваши. (Лк. 21: 19). Претерпевый до конца, той спасен будет,— говорит Господь. (Мф. 10:22).