Житие святителя Тихона Задонского

По Евангелии прикладывались к св. мощам: митрополит, архиереи, духовенство и народ.

Все преосвященные, стоя на возвышенном месте по углам гроба со св. мощами, помазывали освященным елеем подходящих богомольцев.

Всенощное служение окончилось в час пополуночи.

Тринадцатого августа литургия началась в 9 часов 30 минут. Совершали ее: митрополит, 3 архиерея, 7 архимандритов, протоиереи и иеромонах, в числе 24 человек.

На малом входе со святым Евангелием, при пении «Придите, поклонимся и припадем ко Христу», сослужащие священнослужители подняли гроб со святыми мощами и внесли его через царские двери в алтарь, где поставили на горнее место, лицом к престолу; глава была возвышена. Святитель как бы вступил в начальствование Воронежской паствой и обителью, в которой смиренно провел последние годы своей жизни. Митрополит и 3 архиерея стояли по сторонам его, как сослужащие. В продолжение всей литургии иподьяконы держали над святителем, с обеих сторон, рипиды, дикирии и трикирии.

В обычное время митрополит произнес с одушевлением и с сердечной теплотой слово, вполне соответствующее духовному значению праздника по своему содержанию и силе. В нем, в кратком очерке, и представлен весь дух святителя, его деятельность на пользу других и личные труды, и подвиги, которыми он снискал блаженство вечное и привлек на себя обилие благодати Божией, изливающееся в чудотворениях. Все сие представляется в слове архипастыря, как основание прославления святителя Тихона и как образец для подражания христианам всех званий и состояний.

Никтоже, светильника вжег, покрывает его сосудом или под одр подлагаеть: но на свещник возлагает, да входящии видят свет (Лк. 8:16).

«Горел и здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия. Как путеводная звезда, он указывал истинный путь жизни и спасения во Христе Иисусе Господе нашем. То был великий святитель Воронежский и Елецкий — достоблаженный Тихон.

Не могла не понимать Воронежская паства великой милости Господа, пославшего ей доброго пастыря, по сердцу Своему (Иер. 3:15 ); видя добрые дела его, она прославляла Отца небесного. Поистине это был свет мира (Мф. 5:14), соль земли (Мф. 5:13). С любовью внимали слову его пасомые, когда святитель Божий восседал на епископском престоле. С глубокой скорбью и слезами проводили любвеобильного отца, когда он, влекомый духом, сошел с архиерейской кафедры и уединился в скромную Задонскую обитель, чтобы утомленному заботами и трудами духу дать некое успокоение и в безмолвии посвятить себя сокровенным подвигам строгой иноческой жизни.

Но никтоже, светильника вжег, покрывает его сосудом. Время истинного покоя для служителя Христова еще не наступило. Изменилось только поприще труда. Как не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5:14): так невозможно праведнику, стоящему на высоте добродетелей, укрыться от людей, ищущих просвещения и руководства в жизни по духу. Его найдут и в пустынях, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Ибо свет везде светится, куда бы рука Божия ни переставила светильник. И слава людей Божиих тем сильнее привлекает сердца, чем более они смиряют себя пред Богом и людьми. Как благовонная масть, в каком бы ни находилась сосуде, распространяет вокруг себя благоухание: так святость жизни, под каким бы покровом ни скрывалась, духовно благоухает и услаждает всех, способных ощущать благодать духа. Смиренный Тихон не замечал, а благоговейные чтители его назирали все стези его, слагали в сердце и передавали другим все слова его, старались узнать даже сокровенные дела и подвиги его, в назидание себе и потомкам. Ничем не возмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к немощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим — все в нем наставляло на стезю заповедей Господних. Удивительно ли, что скромная келия сего земного Ангела сделалась и училищем благочестия, и врачебницей от недугов душевных, и прибежищем для всех, жаждущих просвещения, назидания, утешения, вразумления и совета! Как елень на источники водные, стремились к нему не только обитатели мест ближних, но и отдаленных. Одно лицезрение любимого пастыря, одно благословение избранника Божия вливало в сердце радость, сугубо вознаграждало труд.

Если любовь пасомых так заботливо искала доброго своего пастыря и в уединении, то не паче ли любовь самого пастыря, готового положить душу свою за овцы, совоздыхала о всех чадах его во Христе, о всех, требующих помощи и молитвенного заступления? Чем более воспламенялось сердце его любовью к сладчайшему Искупителю, пролившему кровь Свою за спасение людей, тем более оно расширялось, чтобы объять всех, искупленных дорогой ценой, чтобы всех привлечь ко Христу. Господу Богу ведомы сокровенные от мира подвиги раба Его, теплые и неусыпные молитвы, воздыхания и слезы, какие он втайне проливал о спасении всего мира, о взыскании грешников, оставивших путь правды.

Отчасти знаете и вы от отцов ваших, какое богатство благости расточала повсюду эта боголюбивая душа. Неоцененным счастьем для себя почитал тот, кто удостоивался принять святителя в дом свой и насладиться его беседой; ибо слово его было всегда во благодати, солью растворенно (Кол. 4:6), и давало благодать слышащим (Ефес. 4:29). Но, чуждаясь славы земной, довольный в нищете, он не любил обременять собой славных земли. Сердце всегда влекло его в домы плача, чтобы с плачущими плакать (Рим. 12:15). Милосердный, он отказывал себе в необходимом, чтобы облегчить участь страждущего. Сострадание к несчастным до такой степени занимало душу его, что, садясь за скудную свою трапезу, обливал ее слезами, воображая, что многие и того не имеют. Старались некоторые своими приношениями облегчить собственные нужды святителя; а он все приносимое тайно отсылал в Елец к заключенным в темнице!

Жизнь угодника Божия была истинным светом и благословением Божиим для здешней страны.

Приспело время — подвигом добрым подвизавшийся святитель течение скончал. Делателю винограда Христова подобало явиться к Домовладыке, да восприимет мзду свою.