Житие святителя Тихона Задонского

Как только вынесли честные мощи свт. Тихона из церкви, прекратилось всякое движение в народе, воцарилось глубокое молчание, и молитвенное внимание всех обратилось к святителю. Многие плакали, рыдали, иные стояли на коленях, другие с воздетыми к верху руками. Многие ощущали в дальнем расстоянии благоухание. По мере приближения крестного хода в разных местах слышались возгласы: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!»

Народ бросал убрусы, полотна, платки и деньги по всему протяжению крестного хода, устилая приношениями путь, где следовало проносить мощи святителя. Некоторые, не имея при себе приготовленных вещей, снимали с себя одежду и бросали: вуали, шляпы, бурнусы, пояса, шапки, жилеты, кафтаны и шинели. Деньги бросали, завернув их в угол платка или полотенца. Принявший такую посылку часто влагал в другой угол от себя серебряную или медную монету и через головы перебрасывал далее. Простолюдины искренно верили, что приношения их достигают самого святителя Тихона.

Со второй половины крестного хода жертвования сыпались, как дождь. Один из народной массы, быв в дальнем расстоянии от дороги крестного хода, бросил чрез головы других кусок холста. Пример этот возбудил подражание, и с отдаленных мест стали кидать холстину, полотенца, деньги, кушаки, пояса, кафтаны, шапки, бурнусы, кички. Все это делалось от теплой веры и усердия к святителю; усердие так было велико, что, казалось, народ готов был собой устлать путь, где были несены св. мощи, да целебный гроб великого угодника Божия осенит некоего от них (Деян. 5:15). Вещей было накидано на протяжении версты или более на пол-аршина толщины и на 10 аршин ширины, так что путались между ними ноги несших св. мощи и участвовавших в шествии. После крестного хода было собрано одного холста более 50 тыс. аршин, платков несколько тысяч, медных и серебряных денег 600 рублей и множество разного платья [79].

Крестный ход возвратился в собор и мощи свт. Тихона вложены в гробницу (раку), в коей он почивал, и поставлены по левую сторону церкви.

По установлении раки с св. мощами архидьякон возгласил: «Паки и паки, преклонше колена, святителю и чудотворцу Тихону помолимся!» Лик воспел: «Святителю и чудотворче Тихоне, моли Бога о нас!» Митрополит прочитал пред св. мощами молитву святителю.

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче святителю Тихоне, услыши нас с верой призывающих Тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей Твоих. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают между нами и Тобою, и недостойны есмы толикого отца и ходатая.

Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово в благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и Царствия Небесного наследником быти, идеже Ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

По обыкновению возглашено было многолетие. Затем прикладывались к святым мощам духовные и светские.

Митрополит, архиереи и прочее старшее духовенство в мантиях вышли из собора. Первосвятитель благословил приготовленную на монастырском дворе трапезу для богомольцев, ходил по рядам между столов и окроплял св. водой пищу. Простолюдины протягивали руки с хлебом для благословения и почитали особенной радостью принимать в пищу хлеб, окропленный чрез митрополита святой водой. Кроме сей трапезы для неимущих, на несколько тысяч человек была приготовлена пища в городе и в странноприимном доме, близ Задонской обители.

После сего митрополит возвратился в свои покои. К обеденному столу его были приглашены старшее духовенство и многие гражданские лица.

Колокола во всем городе звонили целый день и разносили духовно радостное торжество по окрестностям.

Благоговейные чувствования православных к святителю Тихону не оставили святым мощам его покоиться без должного благолепия. При самом открытии св. мощей явились значительные приношения на устройство серебряной раки и богатого над ней серебряного же навеса. Один из жителей Екатеринославской губернии пожертвовал на сие 16 000 рублей; Елецкие купцы, всегда чтившие память святителя, изявили желание прислать на сей предмет 12 000 или более. Можно надеяться, что посильные приношения будут и из других мест России.

Отправив всенощное бдение 14 августа и литургию в день Успения Божией Матери, Высокопреосвященный митрополит в тот же день выехал из Задонска в Петербург, а вслед за ним выбыли архиереи в свои епархии.

Так совершилось радостное для Православной Церкви — открытие святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Тихона — событие, ожидаемое православными несколько десятков лет и для всех нас духовно радостное и вожделенное.