Житие святителя Тихона Задонского

К чести русских людей должно отнести, что во всё время радостного торжества не было в городе ни малейшего беспорядка при столь многочисленном стечении народа, не видно было ни ссор, ни пьяных, не было слышно о каком-либо воровстве, — вся масса одушевлялась одним молитвенным настроением, усердием и благоговением к святителю, столь всем чтимому.

Благословение Господне осеняло Задонскую обитель и пребывавших в ней во время празднества. Ясно выразилось сие обилием чудотворений и благодатных исцелений неизлечимых болезней, также благополучным состоянием народного здравия: из массы более 300 000 человек, в числе коих было привезено множество тяжкобольных, было много престарелых обоего пола простолюдинов, испытавших в пути до Задонска много трудностей и лишений и живших в продолжение празднества под открытым небом дни и ночи, на скудной пище, — умерших с 8 по 17 августа было только 3 человека, а освободившихся от неизлечимых, душевных и телесных, болезней насчитывают более 200 человек, кои возвратились в домы здоровыми, славя Бога и новоявленного чудотворца; не говорим о благодатных дарах невидимых, о коих знает точию Дух Святой и сподобившиеся получить их.

Здесь мы прекратим на короткое время летопись событий, собственно в Задонске совершившихся и обратим внимание на всю Православную Церковь Русскую. Открытие св. мощей было торжеством всей отечественной Церкви и встречено благочестивыми чадами ее с живейшими чувствами благодарности к Богу и с горячим молитвенным усердием к святителю Тихону. Оно совершилось 13 августа, которое пришлось в день воскресный. Благовременно знали об этом во всей России. Из разных мест получены известия, что по городам и селам в день открытия св. мощей совершены были по особо изданной службе [80], а где ее не было, по Общей Минее, всенощное бдение, божественная литургия и молебное пение в честь и прославление святителя Тихона. Было заметно, что в этот день к службе Божией собралось верующих несравненно более, чем в обыкновенные воскресные дни. Спешили побывать в храмах Господних и те, которых в другие недельные дни отвлекали от него необходимые, не зависящие от произвола занятия. Епископы и священники говорили поучения, исполненные разума и силы, объясняющие смысл благодатного события и внушающие верующим стремиться по примеру святителя к достижению Царства Небесного. В иных местах читали житие святителя, представляя его жизнь и добродетели в назидание верующим. А многие пастыри, издавна любившие творения свт. Тихона, произносили собственные его поучения, в которых святитель как бы сам лично поучал предстоящих в вере и добродетели. Народ с особенным усердием молился, падал на колени, многие от радости плакали, когда молитвы к новоявленному угоднику Божию огласили храмы.

В маленьком селении на высотах Валдайских гор, на берегу довольно большого озера, близ Иверского монастыря и города Валдая, — в селе Короцком (Новгородской губернии) открытие св. мощей праздновалось с отличительными особенностями и поразительным благоговением. В Короцке две церкви: одна большая, каменная, существующая с недавнего времени, другая небольшая, деревянная, ветхая, во имя Покрова Божией Матери, построенная около ста лет назад на месте Покровской же церкви, в которой, как полагают, свт. Тихон в юности своей положил начало благоугождения Богу. В каменной церкви до сего времени хранится помянник, писанный родителем свт. Тихона. Близ этой же церкви находится и могила его отца, также деда — Короцкого причетника Кирилла и жены его Гликерии. Местные жители из благоговейной памяти к святителю Тихону всегда поддерживали деревянный храм, и до ныне, несмотря на то, что он стоит уже около ста или более лет, снаружи эта церковь, как новая, внутри же остается заметным древнее ее благолепие. В Короцком околодке издавна о святителе не иначе говорят, как: «Это наш Батюшка, угодник Божий, наш святитель! Разные предания о его юности, бедности и благочестии считаются священными и хранятся с особенной заботливостью в непрерывной линии его сродников, служивших в духовном звании при церкви Короцкой, и ныне пономарем той церкви правнук его Прокопий.

Скоро после блаженной кончины святителя стали являться в селении Короцком богомольцы из ближних и отдаленных мест. Они служили панихиды о блаженном упокоении святителя, его родителей и сродников. Литию, обыкновенно, пели на могиле родных его. Поэтому, когда прошел слух, а потом последовал указ о причислении святителя Тихона к лику святых, то накануне торжественного открытия св. мощей его в Короцк, без всякого особенного предварения, ко всенощному Богослужению, стеклось из окрестных стран множество богомольцев: граждан и поселян, пожертвовавших для сего самым драгоценным временем для сельских работ. А в самый день праздника, 13 августа, с раннего утра, по дороге, ведущей из Валдая в Короцк, тянулась сплошная масса населения Валдайского. Все пространство от города до села, на расстоянии 5 верст, было покрыто богомольцами, все почти пешими; многие вели за руки и на руках несли детей. Трехпрестольный, довольно обширный храм и все пространство вокруг него до тесноты наполнены были народом. Всех богомольцев насчитывали несколько тысяч человек.

Божественная литургия совершена настоятелем ближайшего к Короцку Иверского монастыря, архимандритом Лаврентием, соборно с городским и монастырским духовенством, по вновь составленной Службе. По окончании литургии вынесена была на средину церкви и возложена на аналое икона, изображающая святителя Тихона, присланная в Короцкую церковь из Задонского монастыря еще в 1852 году. Перед ней совершено торжественное молебствие новому Чудотворцу. В песнопениях прибавлялось слово «наш» — «Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!» Этим выражалось воспоминание о его рождении и начальной жизни на той почве земли, где ныне приносится к нему всенародная хвалебная песнь. С умилением православные стремились взглянуть на икону святителя, с горячим усердием вознося моления свои к Чудотворцу, ликующему на небесах и ходатайствующему за нас пред Богом в Царствии Небесном.

В начале молебного пения открылся крестный ход с хоругвями и св. иконами, в полном благолепии православного Богослужения. Икона святителя Тихона была водружена на носилках, чтобы из толпы народа даже малое дитя не было лишено утешения созерцать лик его и тем с большим усердием поклоняться ему. Между другими иконами, сопутствующими образу святителя, были две особенно досточтимые: древняя чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, оставшаяся от монастыря, бывшего недалеко от Короцка более двухсот лет тому назад, и почитаемая явленной — икона св. мученицы Параскевы. Во время крестного хода погода, как и в Задонске, стояла прекрасная, солнце сияло во всей красе, и только вечером набежала тучка и воздух освежился непродолжительным мелким дождем. От многолюдства и того настроения, которым все одушевлены были, шествие тянулось медленно, и это обстоятельство давало возможность неудержимому усердию всех присутствующих нести св. икону и, по обычаю православных, подходить под ее осененье. Во все продолжение праздника, при тесноте в храме и неудобстве крестного пути, усеянного по окружности храма могилами, надгробными крестами и памятниками, среди богомольцев царствовали мир, тишина и порядок, соответствовавшие внутреннему настроению общества. Все были до глубины сердца проникнуты особенным чувством, которого ничто внешнее не нарушало. Это было — одушевленное чувство благоговения к новоявленному, родному для Короцких обитателей чудотворцу, о котором здесь всё напоминало, и, так сказать, гласно проповедовало. Крестное шествие следовало по местности, по которой в свое время ходил святитель, мимо того старинного и ветхого храма, в котором он на клиросе читал и пел, подле могилы его родителя, на которой, конечно, не раз слезно молился и горько плакал он, вместе с матерью, братьями и сестрами, оставленными в сиротстве и бедности.

Но самая трогательная минута в крестном ходу была та, в которую совершена была лития о блаженном успении родителей и сродников свт. Тихона. Священнослужащие, со всех сторон окруженные народом, остановились под древней высокой, ветвистой сосной, сверху уже усыхающей. Здесь, в скромной могиле, покоится прах родителя свт. Тихона. Жители Короцка, незадолго до открытия св. мощей, обозначили это место, утвердив на нем столп с простой надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Вдруг торжественное славословие было заменено надгробными молениями о блаженном успении рабов Божиих, родителей святителя — Саввы, Домникии и всех их сродников. Священнослужащие и богомольцы чувства искреннего умиления обнаружили слезами. Трогательно и сладко было молиться за родителей и родных, коих чадо и сродник предстоит пред престолом Царя славы и молится о душах наших!

По возвращении крестного хода в церковь и совершенном окончании службы, усердие Короцких жителей и пришельцев выразилось множеством молебных пений в честь святителя, во время которых все с благоговением прикладывались к его иконе. Таким образом, Короцк и Задонск, разделенные между собой значительным пространством, в духе благочестия навсегда соединены, ближайшим образом, своими отношениями к святителю Тихону. В Короцке святитель родился, был возрожден в купели св. крещения и до 14 лет своей жизни проходил в неизвестности для мира первоначальный путь спасения. В Задонске тринадцать лет он неутомимо подвизался ради спасения себя и других, окончательно совершил путь спасения и, оставив мир сей, перешел в вечные обители Отца небесного. В Короцке покоится прах его предков: родителя, сродников и, быть может, друзей по благочестию. На земле Задонской, в Богоспасаемой обители, почивают во благоухании святыни нетленные и многоцелебные его мощи. Если святитель Тихон, по месту последних своих подвигов, блаженного успения и открытия св. мощей именуется Задонским,— то, по месту рождения и первоначального духовного преспеяния, святое имя его славит Новгородский край. Вот почему после Задонска нигде открытие св. мощей его не было совершено с такой радостью и усердием, с такими особенностями, как в селении Короцком. Торжество это навсегда останется памятным для жителей Короцка и окрестных мест. По всей вероятности, для них 13 августа сделается днем праздника, в который, по примеру Задонска, ежегодно повторяться будет торжество, совершившееся в 1861 году.

Обозрев кратко торжество открытия св. мощей, как оно совершено было по всей России и на месте рождения святителя Тихона, возвратимся мыслью нашей опять в Задонск и посмотрим на те дары благодати Божией, которые Господь Бог излил на верующих по молитвам новопрославленного угодника Своего.

Милосердный Господь благоизволил прославление святителя Тихона, при открытии честных его мощей в Задонской обители, ознаменовать на сем месте чрезвычайными дарами Своей благости и всемогущества. Множество больных тяжкими и неизлечимыми недугами получили совершенное выздоровление, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар слова. Обилие благодати Божией было осязательно для всех. Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, болящего, или бесноватого, часто со сведенными руками, ногами или с поврежденными другими членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к святым мощам — ему посылалось свыше выздоровление.

Чудотворения совершались всенародно, на глазах всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться: так они были явны и поразительны! Чувства радости, удивления и благодарения Господу были всеобщи в многочисленных свидетелях благодатных явлений.

Даров милосердия Божия, преподанных во дни народного собрания, для прославления святителя Тихона, по возносимым к нему молитвам исчислить невозможно; в массе, превышающей три сотни тысяч людей, были непрестанные явления чудотворений. Большая часть людей, получивших исцеление, возвращались в дома свои, благодаря Бога и не почитая нужным или не осмеливаясь, по робости, объявить начальству о милости Божей, сказывали о том лишь тем лицам, кои находились вблизи их.