Житие святителя Тихона Задонского

Представляем здесь благоговейному вниманию читателей несколько случаев благодатных исцелений, надлежащим образом исследованных.

I.

Жена коннозаводского крестьянина Воронежской губернии, Бобровского уезда, села Хренового, Ефима Журихина — Пелагея Петровна в 1858 году, 6 июля, когда ей от роду был 21 год, занимаясь на поле уборкой ржи, вдруг почувствовала неизъяснимую грусть. Это состояние продолжалось шесть дней, до 12 июля, но не препятствовало ей заниматься домашними и полевыми работами; 12 июля она также вместе с мужем занималась на поле возкой снопов — и вдруг почувствовала дурноту; сначала потемнело в глазах, а потом что-то вступило в голову, и она, не могши продолжать полевой работы, прилегла на связанные снопы. После этого она скоро пришла в себя и решилась идти к своему стану, находящемуся саженях во ста от того места, где с ней сделалась дурнота. Но она не успела сделать более 2-х или 3-х саженей, как сделался новый сильный обморок, и она в бесчувствии упала на землю. Это случилось с ней во время деревен­ского полевого завтрака, в 9-м часу утра. Муж, найдя ее в бесчувственном состоянии, решился не беспокоить и оставил до времени окончания работ, после которых, в том же состоянии, она перенесена была домой. Это состояние бесчувствия продолжалось шесть дней; после этого она пришла в память, начала узнавать других и чрез 6 недель могла свободно ходить и слегка заниматься своим делом. Но со времени удара она сделалась совершенно немой и не могла произнести ни одного слова. С этого же времени появился у нее постоянный, легкий и тихий кашель.

Чрез год, когда она находилась в церкви, перед окончанием литургии, с ней случился обморок, подобный прежнему, и она около суток находилась в бесчувственном состоянии. По миновании этого обморока, состояние ее не улучшилось. Она не могла владеть языком и только кашлем издавала звуки. Три года продолжалось это состояние со времени первого удара.

Когда весть об открытии мощей св. угодника Тихона и о множестве богомольцев, идущих в г. Задонск к открытию св. мощей, достигла селения Хренового, Пелагея Петрова решилась идти пешком в г. Задонск для поклонения мощам новоявленного чудотворца, святителя Тихона, в надежде по молитвам угодника Божия получить исцеление. Она пришла в Задонск 11 августа, в пятницу, с крестьянками своего села — Екатериной Семеновной Катреповой и Марией Платоновной Началовой; но по многочисленному стечению народа они не могли пройти в церковь, где почивают нетленные мощи свт. Тихона. В следующие дни и 14-го числа, после открытия св. мощей, по той же причине, они не могли исполнить своего сердечного желания — приложиться к св. мощам угодника Божия. В этот день Пелагея Петрова пошла со своими спутницами в теплую монастырскую церковь, где находилось надгробие, под которым покоились нетленные останки до времени их торжественного открытия. На этом надгробии было изображение святителя, к которому прикладывались усердные богомольцы, — сначала к ножкам, а потом к ручкам. Следуя этому примеру, и Пелагея Петрова сначала приложилась к ножкам, а потом к ручкам, и вдруг, хотя и негромко, воскликнула: «Слава Тебе, Господи!» После этого первого возглашения она начала многократно повторять: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Радость и какой-то невольный страх объяли ее спутниц и других свидетелей этого чудесного исцеления, как явления спасительной силы Божией, по молитвам святого угодника. Спутницы Пелагеи Петровой от радости и страха не верили, что это та самая Пелагея, которая в продолжении трех лет не говорила ни слова. По выходе из церкви толпа любопытного народа окружила исцелившую и ее спутниц. При этом нашелся один человек, который уговорил исцелившую и ее спутниц явиться к Высокопреосвященному митрополиту Исидору, и сам представил их. Справедливость этого чудесного исцеления подтверждена под присягой, кроме исцелевшей, 14-ю человеками свидетелей. Получивши благословение Высокопреосвященного митрополита Исидора, Пелагея Петровна Журихина и ее спутницы приложились к самым св. мощам свт. Тихона. С того времени Журихина находится в совершенном здоровье и говорит совершенно свободно.

II.

Жена государственного крестьянина Воронежской губернии, Задонского уезда, села Конь-Колодезя, Петра Евсеева Власова, Акилина Никифоровна, от роду 36-ти лет, не владела правой ногой. Эта болезнь произошла от сильной простуды и усилилась до того, что она постоянно чувствовала в ноге нестерпимую острую боль, которая усиливалась при малейшем прикосновении. Акилина ходила на костылях и тогда только чувствовала некоторое облегчение, когда за ступень привязывала поясом больную ногу к шее. — Протекло уже семь лет от начала болезни, и она не чувствовала никакой перемены к лучшему. Семилетние страдания, ослабляя веру на помощь человеческую, укрепляли веру на помощь божественную. Услышав об открытии св. мощей святителя и Чудотворца Тихона, она с крестьянкой своего села Авдотьей Семеновой Клюшниковой отправилась в Задонск искать врачевства от своей болезни у св. мощей угодника Божия. В г. Задонск к 11 числу августа уже стеклось много богомольцев, и нелегко было достигнуть до гроба святителя. Но несчастное положение больной привлекло участие многих посторонних лиц, и она, с помощью их и своей спутницы Клюшниковой, достигла до гроба свт. Тихона и, приложившись к раке угодника Божия, получила исцеление. Это было 11 числа августа. Акилина Никифорова Власова теперь свободно владеет ногой и принимает участие в полевых работах. Кроме местного священника и дьякона, четыре человека из ее соседей подтвердили под присягой ее чудесное исцеление.

III.

Дочь государственного крестьянина Воронежской губернии, Бобровского уезда, слободы Бутурлиновки, — Григория Кирилловича Каменого — девица Татьяна, родившаяся 1838 года 6 января, в первые годы своего детства была в совершенно здоровом состоянии и отличалась, по отзыву отца, бойкостью и понятливостью, соответствующими детскому возрасту. До 6-тилетнего возраста в ней незаметно было никакой болезни. Но страшная болезнь поразила ее неожиданно. В один летний день отец ее отправился в поле и взял ее с собой; наложивши снопов, он возвратился с ней домой. День был теплый, и он уложил дочь свою Татьяну спать на дворе: но не прошло и часу, как дочь его вскрикнула. Отец бросился к ней и увидел, что она вся в поту, слабая и как бы полумертвая: он внес ее в избу и положил в постель. На другой день отец и его домашние увидели, что у Татьяны были сведены руки и ноги и вся она была скорчена, — в руках, ногах и пояснице не видно было жизни; спинная кость в пояснице была сведена и входила даже в ребра, кости и жилы были как бы перевиты; руки были пригнуты к лицу, а ноги к животу, и она вся была свита как бы в клубок. И душевные способности ее изменились. Прежде бойкая и памятная, она сделалась тупоумной и беспамятной. Родители ее обращались к лекарям, но помощи не было. Из своих рук они ее кормили и поили и носили на своих руках; так было до десятилетнего возраста. Сама Татьяна под присягой показала: «В руках, ногах и пояснице я не замечала жизни — в таком положении все во мне срослось — все во мне было сухо, и одна лишь кожа связывала кости во мне. При таком состоянии тела и душевные мои способности были несовершенны, рассудок мой был слаб, память моя мало что удерживала; домашние мои с трудом могли что-либо растолковать мне; молитв Господних заучить я почти была не в состоянии».

Когда Татьяне исполнилось десять лет, в один праздник дед ее пришел из церкви с каким-то странником, по сословию человеком благородным, который прогостил в их доме 4 дня. Странник этот, увидев больную, сказал ее отцу и домашним: «Больную свою вы ничем не лечите, а молитесь Богу». Выходя из дома, он дал записку и сказал: «Вот вам записка, здесь я написал имена святых, которым вы отслужите молебен, поставьте три свечи и попросите священника отслужить за здравие больной обедню. Болезнь вашей дочери пройдет постепенно, а лечить ее — не лечите». По уходе странника покойная мать больной исполнила в точности все его наставления.