The ascetics are laymen. T. 1
Во время оккупации у отца Евстратия не было средств, чтобы прокормить свою семью. Чтобы раздобыть что–нибудь съестное для своих детей, он ходил в город за много километров от своего родного селения. По дороге он молился, прося Господа дать ему немного денег, чтобы купить самое необходимое для семьи. И Бог давал ему просимое: много раз он находил деньги прямо посреди дороги.
Отец Евстратий заранее узнал о времени своей кончины. Он так и сказал: «Сейчас я уйду». Его прощальными словами были любимые слова из тропаря «Боже велий…»
Блаженная кончина батюшки наступила 28 января 2000 года.
Да пребудут с нами его молитвы! Аминь.
XVIII. Яннула[69] Фану
В городе Триполи, на улице Серагйу, 13, жила благочестивая душа — Яннула Фану. О её подвигах, опыте и наставлениях вполне можно было бы написать целую книгу. Но, к сожалению, во время жизни Яннулы никто не догадался оставить о ней записи. Из того немногого, что осталось в памяти тех, кто её знал, мы и составили небольшой рассказ об этой благодатной женщине.
Яннула родилась 22 января 1923 года. Её родители были бедными, но глубоко верующими людьми. Особенно благочестивой была её мать, которая навсегда стала для дочери примером для подражания. «Мне далеко до неё», — часто повторяла Яннула. В детстве, когда дома готовили сытную еду, отец, исполняя евангельское «Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мф.6:2), посылал дочку тайно, под покровом ночи, отнести добрую часть пожертвования бедным семьям. По дороге её встречал лай оскаленных диких псов. Совсем маленькая Яннула, конечно, боялась их, но начинала молиться, совершала крестное знамение и, набравшись смелости, говорила: «Тихо. Замолчите. У вас своя работа, у меня своя». И собаки вдруг замолкали, и девочка без боязни продолжала свой путь.
Яннулу выдали замуж за Димитрия Фану. У них родилось трое детей. Семья еле сводила концы с концами. Яннула купила швейную машинку и стала шить. Постепенно, довольствуясь малым, ей удалось скопить денег и даже построить на них дом. Яннула была очень трудолюбивой и милосердной.
Но не бедность тяготила Яннулу. Куда больше она страдала от трудностей, с которыми столкнулась в семье своего мужа. Её свекровь была злым и жестоким человеком. Она невзлюбила свою невестку. Всё время клеветала на неё мужу, добиваясь, чтобы он держал её в строгости и даже бил. Яннуле было трудно, но она оказывала великое терпение и никогда ни словом не осудила свою свекровь.
Муж Яннулы был продавцом лотерейных билетов. Круглыми сутками он работал на площадях и в ресторанах. Часто возвращался домой пьяным. Выгонял жену из дома и не раз снимал со стены ружьё, пытаясь её застрелить. Он не давал ей даже спокойно зажечь лампадку. Однажды, когда муж по обыкновению богохульствовал, Кира–Яннула плакала и молилась святой Параскеве: «Лучше пусть он потеряет зрение, чем будет хулить Бога». Когда утром Димитрий проснулся, он в ужасе стал голосить и просил жену зажечь лампаду. С тех пор он больше никогда не произнёс хулу на Господа.
Яннула воспитала детей в страхе Божием, дала образование и помогла определиться.
Однажды по её молитвам спасся сын, упавший на машине в пропасть. Заранее почувствовав опасность, Яннула вымолила его.
Во время оккупации она спасла мужа от смерти. Она упала в ноги фашистам и на коленях со слезами на глазах стала смиренно их умолять отпустить её супруга, что они и сделали.