The ascetics are laymen. T. 1

В 1839 году по просьбе жителей селения Агиос Иоаннис он стал настоятелем их приходской церкви. Антоний принял постриг с именем Анфим и был рукоположен в иеромонахи. Он хорошо знал Священное Писание и Предание, а также византийское пение[83], любил аскезу и был очень милостивым. Все почитали его за Святого.

После блаженной кончины его почитание в народе сохранилось. В 1960–е годы пономарь, ночью зажигавший лампады в церкви, неоднократно видел необъяснимый сверхъестественный свет, освещавший ту часть храма, где покоятся мощи иеромонаха Анфима.

Прозорливая женщина

Святогорский старец Харалампий Капсалиотис[84] в подтверждение своей мысли о добродетельности некоторых мирян рассказал следующее: «Некогда я был знаком с одним монахом из Иверского монастыря. Отец Герасим [85] был родом из малоазийского Айвалй. Его мать — женщина святой жизни, обладала даром прозорливости. Она говорила сыну: «Чадо моё, не греши, живи со страхом Божиим. Когда ты вырастешь, будешь монахом на Афоне, в монастыре Вратарницы [86]». Когда она кадила иконы, держала в руках раскалённые угли, которые не причиняли ей никакого вреда».

Огказ от работы в дни церковных праздников

В прежние времена христиане очень почитали воскресенья и праздники. Отказ от работы в эти дни не был чем–то формальным, люди руководствовались страхом Божиим.

В одной эмигрантской песне поётся, что люди потеряли свою Родину, так как не хранили воскресные и праздничные дни:

Должно было с нами это случиться — Не почитали мы церковные дни, Брошенными остались могилы отцов. Ах, Господи, помилуй нас и прости!

Работы прекращались к началу субботней Вечерни или предпраздничной всенощной службы. Едва звонил колокол, женщины оставляли вязание и рукоделие, они даже не заканчивали ряда петель. Крестьяне, услышав колокол, распрягали волов и возвращались в деревню. Работа в праздничный день считалась позором и вызывала общественное осуждение.

Люди предпочитали лишиться урожая, нежели согрешить перед Богом и нарушить его заповедь. Соблюдение воскресных и праздничных дней они считали одной из основных своих обязанностей наряду с постом, молитвой, милостыней, исповедью и причащением Святых Тайн.

На одном из подворий Метеорских монастырей в годы турецкого владычества в воскресный день рабочие посадили пшеницу. Игумен, узнав об этом, сказал, что она проклята, так как была посажена в воскресенье, в то самое время, когда совершалась Божественная литургия. Когда пришло время сбора урожая, игумен поджёг пшеничное поле. Сгорела только часть, посаженная в воскресенье, остальная пшеница осталась нетронутой. Огонь погас сам собой.

Рассказывает Георгия, жительница города Неохбри, Месолбнги:

«Святая Екатерина — покровительница нашей семьи. В день, когда празднуется её память, мы обычно не работаем. Но однажды у нас кончился хлеб, и на рассвете в день праздника мы решили его приготовить. Поставили тесто и в ожидании, пока оно поднимется, стали растапливать печку. Я пошла посмотреть на тесто и увидела, что оно кишит большими червями. Так вразумила нас Святая. Впредь в её праздник мы больше не работаем.