Новомученики балканские

Новомученики балканские

НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ

Жития мучеников,

пострадавших на Балканах после падения Константинополя.

Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского.

Книга, подготовленная изд-вом "Свет Православия" (http://pms.orthodoxy.ru/light/) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть.

Источник электронной публикации - http://www.krotov.info

ru OOoFBTools-2.9 (ExportToFB21), FictionBook Editor Release 2.6 12.04.2013 OOoFBTools-2013-4-12-11-34-51-967 1.0

ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество.

Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они "верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

А поэтому и мы, "имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще". Нас отнюдь не спасет, если мы наизусть выучим жития святых, если будем восторженно воображать себя мучениками, пустынниками. Спасительной для нас станет только наша личная повседневная жизнь во Христе. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что позволяя себе постоянные послабления, мелкие грешки и поблажки, он тем не менее остается правоверным христианином и готов исповедать свою веру перед всей вселенной. Но скажем мы такому вместе с апостолом Иаковом: "покажи мне веру твою без дел твоих... ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва"(Иак. 2, 18, 26). Ведь нет маленьких грехов, каждый грех есть беззаконие, каждым нашим грехом мы увеличиваем зло в себе самих и в мире вообще. Каждым грехом мы порабощаемся дьяволу и воплощаем его злостную и мерзкую личину в нашем естестве. Итак, великое заблуждение и самообман мечтать о подвижничестве, в то время как в повседневной жизни согрешать, и не начать борьбу со грехом, подобно тому как безумно, находясь в плену у врага, представлять себя в царских чертогах и не прилагать ни единого усилия к тому, чтобы избавиться от плена.

Да, нужно в том состоянии, в каком мы призваны к христианской жизни, начать борьбу со грехом, миром и дьяволом. Если мы станем распинать плоть со страстями и похотями, если мы решим идти узким путем самоотречения и злострадания, то мы уже явимся мучениками, поскольку "всякий истинный христианин, который, при познании Бога, проводит непорочную, чистую от страстей жизнь, и повинуется заповедям, — является мучеником и жизнью и словом" .