с. И.

Прилагаю письмо отца, которое мне прислали (новое).

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Пишу накануне предполагаемого отъезда. Вижу, что от письма к письму почерк Ваш улучшается. Будем надеяться, что все заживет. Не напрягайте глаз. Раз они сейчас в неважном состоянии, их нужно поберечь. Но вообще-то Вы не просто и не только художник. Бытие Ваше многогранно и формы служения различны. Вы среди новых поколений — как представитель той трудной весны, которая, несмотря на суровые заморозки, принесла свои плоды в рассеянии. Для нынешних это очень важно. Это как корни, как связь времен, как залог продолжающегося движения. Вы вобрали в себя опыт тех нелегких лет. И о многом можете судить в иной перспективе. Отсюда Ваше влияние на молодых. Очень верю в нашу встречу, хотя мы и не расстаемся все время. Низкий поклон сестре.

Храни Вас Бог.

 Ваш пр. А. Мень

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Не посылаю письма, т.к. надеюсь в среду Вас увидеть. Будем молиться о том, чтобы падение Ваше не имело последствий. Берегите своего «брата осла», как называл тело св. Франциск.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я сам спрошу Вас (как делал в свое время Дарвин): знаем ли мы, в какой момент человеческий эмбрион обретает человеческую душу. Конечно, момент такой есть. Он соответствует определенному уровню структуры тела и центральной нервной системы. Это психофизическое единство соответствует библейскому понятию «плоть» или «прах земной». То же самое произошло в эволюции. Я привез с собой журнал со статьей, которую Вы могли бы перевести. Она новейшая и — об этом. Когда метаморфозы человекоподобного существа (гоминида) привели к созданию подходящего вместилища для духа, тогда и совершился антропогенез, столь величественно изображенный на фреске Микельанджело. Благодаря этим двум факторам (эволюции гоминида и творческого воздействия Духа Божия) человек стал таким, как сейчас — двуединым существом. В теле он несет все признаки своего животного происхождения, а в духе — печать иного мира. Слово «вдунул» не случайно. Дыхание и дух — два понятия в Ветхом и Новом Завете очень близкие. Они обозначались одним словом (руах). Отсюда «дву-смысленность» в беседе с Никодимом. Причина заключена в том, что дыхание тесно связывалось с ветром и в то же время воспринималось как важнейший признак живого существа. Оно есть необходимое «питание» животного и человека, получаемое из природы (прана индийцев, пневма — греков). Таким образом «вдунул» есть образ, вытекающий из понятия дыхание и дух. Есть одно возражение против «абсолютного эволюционизма», который все духовное выводит из эволюции. Возникновение сознания и духа есть акт создания нового, того, чего нет в природе. Это подтверждает и Библия, говоря, что в отличие от животных (произведенных водой и землей), человек нечто важное и специфическое получил от Бога непосредственно. Думаю, что это произошло лишь один раз в истории и что рождающиеся дети получают свои души от родителей или от целокупной души человечества («Адама»). Так по крайней мере думают многие отцы Церкви.

Вот вкратце все, что можно сказать об этом. Подробности в статье. У меня это изложено в «Истоках»[79].

Храни Вас Бог.

Если не приедете 15-го, пошлю почтой.