======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Не посылаю письма, т.к. надеюсь в среду Вас увидеть. Будем молиться о том, чтобы падение Ваше не имело последствий. Берегите своего «брата осла», как называл тело св. Франциск.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я сам спрошу Вас (как делал в свое время Дарвин): знаем ли мы, в какой момент человеческий эмбрион обретает человеческую душу. Конечно, момент такой есть. Он соответствует определенному уровню структуры тела и центральной нервной системы. Это психофизическое единство соответствует библейскому понятию «плоть» или «прах земной». То же самое произошло в эволюции. Я привез с собой журнал со статьей, которую Вы могли бы перевести. Она новейшая и — об этом. Когда метаморфозы человекоподобного существа (гоминида) привели к созданию подходящего вместилища для духа, тогда и совершился антропогенез, столь величественно изображенный на фреске Микельанджело. Благодаря этим двум факторам (эволюции гоминида и творческого воздействия Духа Божия) человек стал таким, как сейчас — двуединым существом. В теле он несет все признаки своего животного происхождения, а в духе — печать иного мира. Слово «вдунул» не случайно. Дыхание и дух — два понятия в Ветхом и Новом Завете очень близкие. Они обозначались одним словом (руах). Отсюда «дву-смысленность» в беседе с Никодимом. Причина заключена в том, что дыхание тесно связывалось с ветром и в то же время воспринималось как важнейший признак живого существа. Оно есть необходимое «питание» животного и человека, получаемое из природы (прана индийцев, пневма — греков). Таким образом «вдунул» есть образ, вытекающий из понятия дыхание и дух. Есть одно возражение против «абсолютного эволюционизма», который все духовное выводит из эволюции. Возникновение сознания и духа есть акт создания нового, того, чего нет в природе. Это подтверждает и Библия, говоря, что в отличие от животных (произведенных водой и землей), человек нечто важное и специфическое получил от Бога непосредственно. Думаю, что это произошло лишь один раз в истории и что рождающиеся дети получают свои души от родителей или от целокупной души человечества («Адама»). Так по крайней мере думают многие отцы Церкви.

Вот вкратце все, что можно сказать об этом. Подробности в статье. У меня это изложено в «Истоках»[79].

Храни Вас Бог.

Если не приедете 15-го, пошлю почтой.

Ваш прот. А. Мень  ------------ 

======================================

24/VII 77

Простите, что беспокою Вас письмом, хотя надеюсь, что скоро опять увижу Вас (но в разговоре часто не успеваю прочесть и ответить на какой-либо заданный мне вопрос), и недавно только видела! — но давно и не писала, и перед тем — давно не видела! — что дает молитвенное общение — 9 ч.?

Мне стыдно, что сказала, что больше чувствовала Вашу молитву раньше! Ни в коем случае это не жалоба — ведь то было просто настоящее чудо! Полна благодарности! Столько получила! Просто констатировала, делилась; и всегда бывает даже какое-то удовлетворение — отдавать Вас другим… И теперь бесконечно благодарна и за 9 ч. Если только не пропускаю (по-моему, «враг» делает часто все, чтоб отвлечь и пропустить!) — это встреча во Христе, встреча в Царстве Небесном. Может быть, с этим связано то чувство, которое у меня часто бывает последнее время. Я бы назвала его «духовным путешествием»; как бы все время идешь куда-то, оставаясь все там же и все в тех же обстоятельствах — как бы входишь во все новые и новые планы бытия, и чувствуешь эту их реальность… Трудно об этом — и не умею — говорить, так же, как и о том, как чудесно было мне у Вас на последней литургии. Что дает? Еще я думаю — укрепление в вере… Последнее время — может быть, потому, что этот момент — 9 часов утра — совпадает с началом моей работы (в Ташкенте ведь это — 12 ч. дня, окончание работы и прозаическая подготовка к обеду — но все равно — встреча всегда была!) — особенно чувствуется помощь ее в работе.

Молитва и молитвенные правила мои довольно сумбурны и беспорядочны, но в основном, конечно, стараюсь следовать Вашим советам. Ведь главное не в том — что, а как. Очень мне понравилось о ценности молчания (Гуард.[80]) хотя бы в этом лишь фрагментарном применении — особенно поразило — и это для меня прямо «не в бровь, а в глаз» — о карикатуре молчания — «духовная немота»! Вот тут-то моя леность и есть! И она отражается на лености «миссионерства» — т.е. того, что я называю этим словом (ведь к нему, в моем положении, сводится почти каждое общение с людьми), для которого нужны слова, найденные в своем духовном опыте и молчании. В давние годы у меня был обычай — после молитвы, хоть иногда, записывать мысли, пришедшие во время молитвы. Сознаю, что это было бы сейчас очень нужно — и никак не могу себя заставить начать снова так делать, а это связано и с тем, о чем и Вы часто в руководстве говорите, — с сохранением тишины, не сразу бросаться на дела… и т.д. Хочу приехать 3-го августа, даст Бог, смогу. О том, чтоб Вам показывать то, что сделала — не стоит думать. Если смогу — может быть, лучшее привезу, хотя размер трудноватый… А может быть, Катя поможет. Но вообще — это не важно. Еще хотела еще раз поблагодарить за чудную поездку в Семхоз — теперь зимой буду себе представлять, думая о Вас — не только Новую Деревню, но и Семхоз.

Храни Вас Бог!