Ваше отчество? (первая буква?) 

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Спасибо за письмо и за поздравление. Вопрос о восприятии Евангелия детьми — серьезный. Конечно, можно им кое-что пояснить. Скаеен, если возникает вопрос об ангелах, то сказать, что на самом деле они не такие, как их рисуют, что они могут являться в разных обличьях, что это духовные существа, которых люди воспринимают в виде образов, а иногда и без образа: свет, голос, внутреннее слово. Но все это не суть. Важно, чтобы они ощутили атмосферу Рождества, смысл события, а не частности. Для достоверности — можно немного рассказать о тех временах (как я пытался в С. Ч.[33]). Но нужно показать, что это не «история», не «прошлое», а радостная весть для всех времен. Бог — тайный, непостижимый, грозный и далекий становится близее и открытым, Он — Спаситель людей и готов всегда (и сегодня) вести их. Конечно, все это не просто. Но можно найти путь, зная особенности того, к кому обращаешься. Вообще лучше всего — не фиксировать внимания на таких вещах, как ангелы, а делать ударение на основном.

Теперь о подарках. Если Вы не возражаете — сделаем перерыв в парах. Возникла нужда в двух небольших Спасах (оглавных) и Владимирской (желательно ближе к классической).

Вчее видел облачение о. С., которое, как говорят, делали Вы. Такое необычее и каее-то духом древности овеянее.

Едва ли можно потерять «широту», как Вы пишете, от сосредоточенности на центральном Образе. Стоит ли напоминать, что все в Нем? А к другим мы обращаемся по-другому. Однако, если речь идет о «не», то следует, наверно, свое несколько сдержать, укрыть, помня при этом об «анонимном христианстве» добрых душ. Ведь все они могут понять Его как средоточие прекрасного, светлого, человечного.

Дай Бог Вам сил и здоровья и мие. То, что послал, — лучше, чем Барро (по-моему). Да и сам Б. Вызывает сейчас сомнение из-за его печальной судьбы. Говорят, женился, расстригся, броеен, в общем, Бог знает что…)

С любовью Ваш пр. А. Мень  ----------- 

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Письма Ваши получил. Отвечаю не сразу из-за праздничных дней. Материалы об о. С. скоро будут готовы. Я очень рад этому. На днях послал Вам основу для Владимирской. Когда получите — сами поймете, что к чему.

Вы совершенно правы, говоря своей Н. Н., что «совопросничанье» — дело роскоши. Нам не до этого, когда так все трудно. Такие проблемы имеют скорее «академический» интерес. Но суть их в том, что понимать под «спасением». Я, кажется, уже касался этой темы, когда говорил, что оно есть приобщение к божественной жизни. И в этом мире самое полное и подлинное совершается через Него, через Богочеловека (мысль, по-моему, вполне естественная, ибо речь идет об отношениях между Богом и человеком). Те же, кто отвергают Его, лишают себя пути, истины и жизни. А что в конце? Это тоже есть в Новом Завете. Сказано, что Бог будет всяческим «во всем». Как подчеркивали многие богословы, в т. ч. о. С. Булгаков, не «некоторые» в «немногих», а именно полнота во всем. Но если бы проповедь Евангелия началась с этого, то грубые и черствые умы остались бы беспечны и равнодушны. Людей нужно потрясать и пробуждать. Ведь агония духа, лишенного света, есть ад. И нельзя было делать упор на то, что он временный. Люди смотрели бы на него сквозь пальцы. А это серьезнее, чем они полагают. Отсюда суровость Того, Кто хочет спасти нас от бездны. Это подобно властному призыву, обращенному к тем, кто бежит на явную и ненужную гибель. Увы, мы думаем, что смерть сразу ставит нас в иное положение. А в посмертии человек все еще во власти космических, демонических и прочих сил, еще очень далеко от Бога (кроме святых).