Опять старушонка пишет!

Приближается Успение, а еще не послала Вам письма, связанного с Преображением, и вот оно: в праздник Преображения иногда «кроме» (не дай Бог, чтоб «вместо»!) его великого содержания — душа спускается в стихию «под горой Преображения» (особенно в моем положении, когда я из-за глухоты лишена церковного, т.е. храмового переживания праздника, которое так наполняло раньше меня!): вместо «да возсияет» — и, как говорил о. С. (помните, в одной из частных бесед в день праздника?): «но все-таки да возсияет!» — бессилие апостолов под горой… отсюда — покаяние, видение себя в том виде, когда бывает отнята вся сила Божия. И подумалось о Вашем последнем письмеце мне — хорошо, что я только «символ», «привет из других измерений», т. к. содержание мое не соответствует моей роли. И правы гораздо больше те, которые меня не любят, чем те, которые меня любят, т.к. я эгоистка, скупердяйка, никогда ничем не могу пожертвовать для удобства других, но всем жертвую для своего, а «род сей изгоняется только молитвой и постом», а я и поститься не могу.

Но благо мне, что, может быть, сейчас не моя «очередь» в молитвах отца моего духовного, и я предоставлена своему покаянию, но тяжело видеть себя в этом свете вместо сладостного самодовольства. Может быть, тогда-то и восчувствуешь всю необходимость и нужность молитвы и помощи Божией, и тогда, может быть, и молишься хоть немного «по-настоящему». Но плохо то, что, приближаясь к 9-му десятку, не умеешь молиться, не любишь Христа по-настоящему, и даже не веришь без сомнений. Но, может быть, и это хорошо, чтоб понимать тех, кого надо бывает поддержать в вере, и свидетельствовать, что вера всегда подбита сомнением, летит над его бездной, и уговаривать этим не смущаться, а идти и идти…

Комментарии к фото Медонской росписи. Было дело так. В тот момент удалось неплохо заработать, а так как я мечтала всю жизнь о фреске (и ее технику даже немного изучила у одного специалиста, но применения, конечно, не было), то вздумалось мне расписать храм-барак в Медоне, где в то время служил о. Андрей1. Была в тот момент колокольная выставка, где в широкой степени применяли росписи изобретенным тогда эрзацем фрески — краска наз. Stic B. Мы поехали на выставку, когда она ликвидировалась, купили листы сломанных росписей, ими обшили барак-храм, и на них этой же краской сделали роспись. Она не хорошая была. А через несколько лет, уже в 40-х годах, в Лондоне мне предложили расписать часовню — комнату в доме англо-русского содружества, там мы обшили стены чистой фанерой, ее залевкасили, и я писала яичной темперой, как иконы; но, увлекшись матовым колоритом и фактурой, напоминавшей фреску, ничем ее не закрепила. И она с годами стала портиться. Теперь там бьются, чтоб ее закрепить как-то. Эта роспись была интересная, ее видел несколько лет назад побывавший в Лондоне хороший здешний художник, муж Светланы, и очень хвалил. К сожалению, мне пока не удается добиться, чтоб ее сфотографировали в цвете. Обещают как будто, в этом году сделают, и тогда, может быть, и пришлют, тогда постараемся Вам показать и спрятать потом у нас в архиве.

Вот пока все. Хочется, чтоб Вы побольше обо мне знали. О моем материальном положении не беспокойтесь, скажу при встрече.

Н. Н. уже завтра уезжает, так что не сможет со мной поехать в деревню, а другая — хочет, я не возражаю, пусть едет. Пока все. Храни Вас Бог.

с. И.

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Пусть о многом мы не договорили, но надеюсь, что еще Бог приведет нам увидеться, да и почта есть. Быстро прошло время. Год промелькнул. За все будем благодарны. Мне было очень отрадно повидать Вас, хотя все встречи были быстрыми из-за того, что Вы сами чувствовали необходимость спешить...

Я думаю, что Олегу хорошо бы иметь трех вместе: Давида — в центре, а по бокам Цецилию и Ефрема Сирина. Ведь он известен был своими поэтическими трудами и перелагал их на музыку. На одной из старых досок хорошо бы сделать Троицу, а то у нас нет. Есть лишь «Сошествие». Спасы очень мне понравились, и — по правде сказать — редко у кого так они получаются, как у Вас.

Думаю, что молодой человек, который сейчас поехал в Крым, в таком настроении, что его никакое знакомство не проймет.

Всегда буду рад весточке от Вас. У нас все пока по-старому. Я же чувствую в ноге большое облегчение. Так что все в порядке.

Храни Вас Господь