======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Получил Ваши слайды. Очень впечатляюще выглядят. И хорошо снято.

В руководстве я не писал об углубленной молитве, так как хотел дать пищу новоначальным. А мы все сейчас новоначальные. А то, что у Вас «превалирует молитва за других», это прекрасно. Это делает молитву не уводящей, а открывающей душу всему миру.

О напряжении. Давно уже замечено, что оно бывает двух типов: здоровое и вредное. Ведь любое творчество, любое глубокое чувство невозможно без напряжения. Дурное напряжение — это то, которое возникает в качестве помехи, с трудом одолевается, держит нервную систему в постоянных тисках. Значит, с ней-то и нужно бороться. Но и с напряжением положительным, о котором Вы пишете, нужно быть осторожной. Наш духовный организм еще слишком слаб, чтобы долго переносить такие перегрузки.

Наступает Великий Пост. Будем вместе синхронно следовать по этой дороге. Я, кажется, Вам давал «план на пост»?

И еще одно. Когда приходит страх или тоска, когда будущее давит и невозможно сопротивляться этому — ищите способа просто отвлечь себя, переждать, перезимовать. Это пройдет, как облако.

Храни Вас Господь.

Мысленно пребывающий с Вами

прот. А. Мень

======================================

8/II 77

Только что получила Ваше письмо, которое, очевидно, разминулось с моим последним, и поскольку в нем уже есть ответ на вопрос, поставленный мной как раз (еще раз) в последнем — все ясно, и не отвечайте на него! У Вас слишком много дела, и совесть моя укоряет меня в том, что так много Вас беспокою. А общение все равно есть и без писем… Знаю, и чувствую, что меня не забываете и глубоко благодарна Вам… Сейчас, слава Господу, Он меня опять не оставляет Своей милостью, и даже здоровье посылает (Вашими молитвами!) Постов. план у меня есть, и я опять буду стараться ему следовать.

Руководство мне тоже очень много во всяких смыслах дает.

Храни Вас Бог.

 с. И.

P. S. Сестра все не может Вам написать: больна была сама, и внук, теперь внучка и сноха. Это бы еще ничего — все сейчас болеют, но горе в том, что с таким характером и злобой, как у снохи — как-то безнадежно, чтоб был мир… И моя молитва совершенно бессильна…

P. P. S. Глазное давление чуть-чуть выше (мое).

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Получил одно за другим Ваши письма (с письмом отца[77]).