Свт. Иннокентий Херсонский

3. Еще есть на праздник этот "Беседы", говоренные такими отцами, которые жили в V веке, как то: "Беседы" Прокла Константинопольского, Кирилла Александрийского и Максима, епископа Галликанского.

4. Находят также беседы на сей праздник у Августина, Златоуста, Амвросия и других писателей IV века.

5. Особенно же важно в нашем случае то, что о нем упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованного (как уже замечено) у отцов Неокесарийского Собора, держанного в 315 году.

Таким образом, должно полагать, что праздник Рождества Богородицы получил свое начало не позже V века; хотя до VII, может быть, не был праздником всеобщим и торжественным.

Служба

Служба на праздник Рождества Богородицы, находящаяся в нашей Месячной минее, составлена разными отцами Восточной Церкви; на великой вечерне три первые стихиры есть произведение Сергия, Константинопольского патриарха, жившего в VII веке; три последние - Стефана, епископа Святоградского, жившего в VI веке; на литии две первые - того же Стефана, две следущие - Анатолия, патриарха Цареградского (V века), последняя - Сергия; на стиховне три первые - Германа, патриарха Константинопольского, жившего в VIII веке; последняя - Сергия; из канонов один - Иоанна Дамаскина (VIII в.), а другой - Андрея Критского, жившего в VII веке. Остальное - неизвестно, кому принадлежит.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник, как уже сказано, можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста, Прокла, Кирилла Александрийского, Максима Тавринского, Гильдефонса; Андрея Критского и Дамаскина.

Продолжение праздника

Празднование Рождеству Богородицы продолжается с 7 до 12 сентября включительно.

Праздник Воздвижения Честного Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 сентября, в воспоминание обретения Животворящего Древа Креста. Это важное событие последовало таким образом: Константин Великий, испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возымел желание найти настоящий Крест Христов. С этим намерением, вскоре по окончании Вселенского Никейского Собора, поспешила в Иерусалим мать его, царица Елена. Благочестивое намерение этой великой жены увенчалось успехом. Престарелый евреянин Руда, зная по изустному преданию место сокровения Креста под Венериным капищем, предложил раскопать основание его. Елена и окружавшие ее христиане пришли в неописанный восторг, нашедши там три креста. Чудо разрешило недоумение, на котором из них был распят Спаситель. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел прикладывать три креста к мертвецу. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Таким образом уверились, что это Животворящее Древо есть истинный Крест Христов. Бесчисленное стечение народа по этому случаю не позволяло тотчас каждому лобызать это драгоценное сокровище, поэтому многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Патриарх Макарий, чтобы удовлетворить святому требованию, восшед на возвышенное место, воздвиг Честное Древо крестное и благословил им народ. Это действие дало название празднику, который потом был учрежден в воспоминание обретения Креста. Происшествие сие, послужившее к обращению многих иудеев и язычников к христианству, случилось в 326 году. О нем говорят: святой Кирилл Иерусалимский; святой Амвросий и святой Павлин. Нет сомнения, что праздник в воспоминание этого события установлен был сразу после его совершения. Это доказывают слова Златоуста из "Беседы" на Пятидесятницу и беседы Кирилла. Последний, будучи поставлен епископом Иерусалимским, спустя 25 лет по обретении Креста Господня, говорил о сем событии к своим слушателям, как к очевидным оного свидетелям. Поскольку императрица Елена обрела Честный и Животворящий Крест Христов в пасхальное время, то праздник Воздвижения в Греческих Церквах совершался прежде на другой день Пасхи. Во время греческого императора Фоки (614 г.) персидский царь Хозрой, по взятии Иерусалима, лишил иерусалимлян древа Креста Христова и поверг их в уныние, как некогда филистимляне, взяв в плен кивот, привели иудеев в отчаяние; но сын Хозроя, Сирой, одолженный диадимой императору Ираклию, возвратил из Персии безцен-ную святыню христиан. Обрадованная этим событием, случившимся, вероятно, 14 сентября, Греческая Церковь отнесла к этому времени и усугубила празднество Воздвижения Честного Креста Господня, назвав его всемирным и великим христианским праздником.

Примечание. На Западе праздник Воздвижения, известный под именем Обретения Святого Креста и совершаемый 3 мая, начал быть отпрарляем во всех Церквах уже в VI веке, а до этого времени совершался только в одном Риме.

Нравственная мысль праздника

Празднование в честь Воздвижения Креста Господня и поклонение Животворящему Древу, на котором благоволил распяться Христос нашего ради спасения, напоминают христианину об обязанности самоотвержения и распятия плоти своея со страстъми и похотъми (Гал. 5; 24). Если кто хочет идти за Мною, - говорит Спаситель, - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9; 23) и: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10; 38).