Свт. Иннокентий Херсонский

Благочестие христиан освятило некоторые обычаи, наблюдаемые в нашем Отечестве в праздник Рождества Христова, как то:

1) Воздержание от пищи в навечерие праздника до явления звезды или вообще до ночи. Нет нужды доказывать важность и достоинство этого обычая, который произошел из уважения к рождшемуся Спасителю и есть не иное что, как благоговейное ожидание времени Его рождения.

2) Употребление в вечеру, после другой постной пищи, пшеницы вареной с медом и покрытие в это время стола сеном или соломой; или предварительное постановление приготовленной пшеницы на сено или солому. Первое обыкновение есть почти всеобщее, второе существует у людей простых; из чего следует, что оно есть древнее; ибо простой народ не любит изобретать новостей, ни оставлять древнего. Все это напоминает обстоятельства рождения Спасителя, Который родился в обители бессловесных и положен был в яслях.

3) Хождение священно- и церковнослужителей по домам прихожан с пением некоторых праздничных стихов. Это известно у нас под именем славления Христа, которое, будучи производимо с благоговением, может производить действия, подобные тем, какие произвела весть о рождении Спасителя в сердцах вифлеемских пастырей.

4) Все дни, начиная с 1-го дня этого праздника до самого Богоявления, почитаются святыми, или, что то же, праздничными; почему и проводятся без работы.

Примечание. Кроме этих, Или похвальных, или непредосудительных, обыкновений есть еще относящиеся к этому празднику предрассудки, так, например:

1)Все сновидения, случающиеся в продолжение святок, совершенно без разбору и без должного внимания на их причины, некоторыми почитаются за предсказания.

2) Все вечера святок, которые должны быть проведены с особенным благоговением и в духовных занятиях, некоторые проводят в различных играх и гаданиях о будущей своей судьбе. Предрассудки эти осуждаются сами собой; посему и выходят, более и более, из употребления.

Праздник Обрезания Господня

Предмет праздника и отношение его к жизни христианской

В восьмой день после праздника Рождества Христова Церковь совершает праздник Обрезания Господня в воспоминание того, что Господь наш в восьмой день после рождения Своего, подобно прочим иудейским младенцам, был обрезан (Лк. 2; 21) по закону иудейскому (Быт. 17; 12) и, как Спаситель и Господь мира, назван Иисусом, по предвозвещению о том Ангела еще до зачатия Его (Лк. 2; 21).

Иисус Христос принял обрезание как для показания, что Он есть «истинный человек, а не с призраком только плоти», так и для того, чтобы исполнить всяку правду, - весь закон, которому человек сделался повинным и оставался должным; - а таким образом освободить нас от клятвы законныя (Тал. 3; 13). «Не устыдеся, - воспевает наша Церковь в праздник сей, - всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет». - Пример Спасителя учит нас постоянному соблюдению Закона Божия и напоминает о внутренней чистоте и святости, или духовном обрезании, свойственном сынам Нового Завета, - "обрезании по внутреннему человеку" (Рим. 2; 29), состоящем в совлечении тела грехавного плоти (Кол. 2; 11), то есть в отсечении всех нечистых помыслов, движений, чувствований и пожеланий плотских, или - в перемене жизни порочной и беззаконной на жизнь добродетельную и Богоугодную.

Начало праздника